Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Книжный краудфандинг: рецепты успеха
Краудфандинг дает возможность реализовать часть тиража еще на этапе сбора средств
«Народное финансирование» обретает популярность. Собрать предзаказы на еще неизданную книгу — разумная идея. Мы расспросили библиотеку, книжный магазин и независимых авторов, как им удалось опубликовать книгу с помощью краудфандинга, чем различаются крауд-платформы и в чем секрет успешного книжного сбора?
Краудфандинг открыли для себя независимые писатели, библиотеки, издательства и книжные магазины. Все они солидарны в главном: чтобы крауд-проект был успешен, его авторам нужно быть максимально активными в СМИ и социальных сетях.
Библиотека и краудфандинг
Библиотека г. Южно-Сахалинск собирается издать двуязычную детскую книгу «Снежный эльф» писательницы Надежды Белоусовой, победившей в местном конкурсе «Книга года».
Ольга Ним,
координатор проекта «Снежный эльф по имени Снежик»,
Центральная городская библиотека им. О. П. Кузнецова,
г. Южно-Сахалинск
Как пришла идея?
Наша библиотека проводит конкурс по поиску на Сахалине талантливых авторов. Главный приз — издание книги. Мы искали финансовые возможности, чтобы издать книгу победителя, и тут, на встрече, посвященной социальному предпринимательству, нам подсказали идею «народного финансирования». Идея была рискованной, потому что ни у кого из нас не было опыта организации крауд-проектов в Интернете. Мы не знали, будет ли интересен проект широкой общественности... Единственный способ узнать — запустить его. В итоге он вызвал большой резонанс у нас на Сахалине.
Плюсы для библиотечного издательства
У нашей библиотеки есть собственное небольшое издательство. Поэтому деньги для издания книг мы собирали и ранее. Это тоже можно назвать краудфандингом, только без Интернета: с помощью мероприятий на базе библиотеки и личных встреч со спонсорами. Но в том смысле, в каком этот термин употребляется сейчас (сбор средств с помощью интернет-площадки), — это наш первый крауд-проект. Несомненный плюс подобных проектов — возможность реализовать часть тиража еще на этапе сбора средств. Ведь финансовые взносы в поддержку проекта могут быть как в виде пожертвования, так и в виде оплаты предзаказа. Мы подготовили разные вознаграждения, помимо самой книги — книжку-раскраску с иллюстрациями к сборнику, магнит «Снежик» и др.
Надо сказать, что работа с крауд-проектом очень дисциплинирует: нужны четкое планирование, подведение итогов, ведь от успеха проекта зависит отношение сообщества и вложивших свои средства участников.
Почему «Планета»?
Мы выбрали крауд-платформу «Планета» по двум причинам — ее известность и возможность создания несгораемой суммы при достижении 50% порога. Не все платформы предоставляют такие условия.
«Рецепт успеха» от городской библиотеки
Проект должен быть «живым», а тема — по-настоящему актуальной, отвечающей социальному запросу. Формальный подход обречен на неудачу. Это хороший тест для проектов библиотеки.
Необходим «локомотив» — человек или группа людей, которые бы занимались проектом на всех его стадиях и были по-настоящему увлечены им сами.
Большая часть средств поступает от людей, лично заинтересованных в успехе проекта, поэтому нужны личные встречи и общение для его продвижения. Мы задействовали все каналы: социальные сети (официальная страница библиотеки, группы в социальных сетях и аккаунты работников библиотеки) и местные СМИ, к нам даже приезжали с местного телевидения.
Культурно-социальная роль краудфандинга
Краудфандинг сможет исполнять роль социального заказа: работа с крауд-проектами учит находить по-настоящему интересные идеи и решать актуальные вопросы. Важный бонус: крауд-проект — сам по себе яркий PR-повод. Он дает возможность напомнить о себе в СМИ и соцсетях, пошатнуть образ библиотеки как консервативного учреждения.
Книжный магазин и краудфандинг
Книжные магазины «Додо» опубликовали с помощью краудфандинга иллюстрированный справочник об искусстве логической аргументации «Нелепые доводы».
Шаши Мартынова,
директор книжных магазинов Dodo Magic Bookroom,
г. Москва
Как пришла идея?
Я живу в книгоиздании с 1998 г. и не могу не издавать книги. Поэтому, отработав шесть лет главным редактором издательства «Лайвбук» и открыв в 2009 г. вместе с коллегами книжный магазин «Додо», от потребности издавать я не избавилась. За последние 2,5 года мы провели шесть успешных крауд-проектов на платформе «Планета» и собираемся и дальше развивать эту тему.
Плюсы для небольшого издательства
Плюсов огромное количество: и подспорье в расходной части издательского проекта, и в информировании аудитории, и в установлении прекрасных долгих отношений с конкретными читателями. Крауд-проекты — это не только покрытие расходов на издание, это еще и замечательный способ проинформировать читателей о грядущей книге. Финансовые взносы в поддержку проекта — это, фактически, подписка на книгу: можно оплатить книгу вперед, по меньшей цене, чем она потом будет стоить в рознице.
«Рецепт успеха» от «Додо»
Если автор не суперзвезда, то издательский крауд-проект может быть успешен при условии круглосуточной работы минимум двух людей.
Нужно лично общаться со всеми участниками (мы называем их соиздателями), находить новое и удивительное об издаваемой книге и авторе, чтобы вновь и вновь увлекать публику, показывая, в какой поразительный и нужный книжный проект у нее есть возможность вступить.
Соблюдать полную прозрачность сметы и быть готовым объяснить, на что именно собираются средства и как они будут израсходованы.
Задействовать абсолютно все каналы связи — официальные СМИ, блоги, друзей и их друзей, личные и издательские рассылки, словом, всё до чего можно дотянуться. Сам собой издательский крауд-проект денег не соберет.
Почему «Планета»?
На этой крауд-платформе работают прекрасные люди и профессионалы, у нас ни разу не было с ними никаких трудностей или разногласий, поэтому мы не стремимся к экспериментам в этом поле.
Культурно-социальная роль краудфандинга
Краудфандинг даст возможность издавать книги «некоммерческого свойства» — бэк-листы зарубежных издательств, узкоспециальную или специфически жанровую литературу и другую «экзотику», за которую издательствам браться боязно: а ну как должного интереса у аудитории не возникнет? Да и продвигать этим способом такие вот исключительные книги здорово.
Независимые авторы и краудфандинг
В книгах «Простая наука» собраны простые и интересные научно-познавательные опыты, которые можно повторить дома с родителями или друзьями.
Денис Мохов,
основатель проекта «Простая наука»,
г. Москва
Как пришла идея?
К моменту, когда пришла идея создать книгу «Простая наука», у нас уже был довольно успешный канал на Youtube и блог на Хабрахабр. Перед нами стояла задача как-то монетизировать проект. И мы решились превратить наш опыт «с опытами и экспериментами» в книги. За два месяца создали прототип нашей будущей книги, разослали его в издательства и... не получили никакого вразумительного ответа. А если он и был, то совершенно не устраивал нас в финансовом плане. Случайно мне позвонили и рассказали о краудфандинге и сайте «Бумстартер». Звезды сошлись, и было решено пробовать.
Плюсы краудфандинга для независимого автора
Собранные через краудфандинг деньги пошли на печать двух первых книг тиражом по 5 тыс. экземпляров каждая. Изначально мы собирались издать только одну книгу, но денег собрали на две. Прежде чем говорить о плюсах для авторов, нужно понять, какой титанический труд нужно приложить, чтобы собрать деньги. Запуск сбора средств на издание книг — это, скорее, не способ их напечатать, а проверить, стоит затея того или нет.
Более 80% спонсоров рассчитывали получить книгу или фирменные сувениры взамен. Но были и те, кто пожертвовал безвозмездно. Один из спонсоров перевел нам 50 тыс. руб. и даже не оставил ни контактов, ни имени.
«Рецепт успеха» от Дениса Мохова
Не надо надеяться, что ваш проект сам собой будет замечен на платформе. Автор должен делать все сам. И чем более известен сам автор, тем больше вероятность успешности проекта. Само произведение тоже имеет вес. Платной рекламой мы не пользовались, да это и нелогично для сбора средств.
Успех проекта — в настойчивости его автора (-ов). Автор должен во время всего срока проекта требовать со всех денег. Да! Требовать! Со знакомых, друзей, родственников, френдов в соцсетях, прохожих, попутчиков и т. д. Как бы ужасно это ни звучало, но другого рецепта я не вижу. Сам краудфандинг нужен главным образом для пиара. На наш проект откликнулись читатели нашего блога, гики, основную ставку мы делали на них и не прогадали.
Почему «Бумстартер»?
Как я уже говорил, мне позвонили именно с «Бумстартера», и о других платформах на тот момент я ничего не знал. Сейчас я уже знаю разницу между платформами, но кардинальных различий нет. Если автор имеет свою аудиторию и делает все возможное и, главное, невозможное, чтобы проект состоялся, то от платформы ничего не зависит.
Культурно-социальная роль краудфандинга
С момента завершения нашего проекта в 2013 г. краудфандинг в России изменился. И изменился, к сожалению, в сторону благотворительности. Особенно «Бумстартер». Это мое личное мнение. Думаю, издательства будут включать краудфандинг в свой маркетинговый арсенал. В большей степени, как тест будущего произведения или нового автора. Я бы, на их месте, делал бы именно так.
Александра Давыдова знает все о книжном краудфандинге и даже написала о нем книгу!
Александра Давыдова,
писатель и сценарист,
автор книг «Немного магии» и «Книжный краудфандинг: как это работает»
Как пришла идея?
Идея возникла в тот момент, когда я решила издать книгу-артефакт «Немного магии». Мне хотелось создать не просто текст, а «Вещь в себе», где все будет в рамках моей собственной цельной задумки: дизайн обложки, иллюстрации, шрифт и даже бумага. Крупное издательство за такое вряд ли возьмется. Публиковать книгу за свои деньги, с надеждой когда-нибудь потом ее продать, недальновидно. А вот собрать предзаказы с заинтересованных людей — хорошая идея. Кто-то дает 50 рублей и получает электронную версию издания. Кто-то — 300 рублей и получает бумажный экземпляр. А кто-то решает внести 1000 и получает издание в подарочной упаковке с сувенирами и открыткой.
Плюсы краудфандинга для независимого автора
Книга «Немного магии» целиком создана на средства от сбора. После того как кампания закончилась, я решила, что минимум полгода не буду думать о таких проектах — потому что это отнимает много сил и времени. Но вот полгода прошло, и я готовлюсь запустить в работу новую книгу — межавторский сборник в традициях средневекового бестиария.
Главное преимущество краудфандинга — возможность издать неформатную книгу, необычную, оригинальную. Большие издательства вряд ли возьмутся за такую в силу ее нерентабельности, а в процессе краудфиндинга находится как раз та читательская аудитория, которой не хватает подобной «книжной магии». К тому же, с появлением такого сервиса как Ridero (который, без дополнительного софта позволяет сверстать книгу и сделать дизайн обложки) все упростилось в разы.
«Рецепт успеха» от Александры Давыдовой
Главное: если вы затеяли кампанию, ни на секунду не останавливаться. Как говорит Вадим Нестеров, создатель площадки «Сбор-ник», краудфандинг как езда на велосипеде. Если перестанешь вращать педали, сразу упадешь. Поэтому самостоятельная реклама (в блогах и соцмедиа) — это не дополнительная опция, а необходимая работа, которую нужно делать ежедневно. Я тратила около двух часов в день на рекламу проекта и общение в соцсетях.
Платформа начинает рекламировать сбор, если видит его перспективность. Для того, чтобы эту перспективность доказать, нужно собрать больше половины заявленной суммы в первый день (мы собрали минимальную сумму за неполные двое суток).
Почему «Сбор-ник»?
Крауд-платформа «Сбор-ник» была выбрана потому, что специализируется на книжных сборах (в отличие от той же «Планеты» или «Бумстартера»). Здешняя аудитория ориентирована именно на поддержку текстов.
Культурно-социальная роль краудфандинга
Смею надеяться, что с его помощью чем дальше, тем больше будет появляться оригинальных неформатных изданий. Краудфандинг — это мостик между «авторским посланием» и аудиторией, которая готова его услышать.
Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?
За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?
Арсений Сиротин, руководитель по маркетингу клуба издателей «Неформат»
Тиражи бумажных книг за последние двадцать лет сократились примерно в пять раз и продолжают уменьшаться на пять процентов ежегодно. Эксперты считают, что в ближайшее время перед книжными издательствами встанет дилемма: или выпускать только стопроцентные бестселлеры, которые гарантированно разойдутся большими тиражами, или переходить на систему печати по требованию. Издательский клуб «Неформат» о том, как развивается сегодня эта издательская модель.