библиотеки в электронном веке
Много ли вы знаете о Соловках?.. Популярное туристическое место сегодня Соловецкий архипелаг — один из самых известных монастырских комплексов России и непростая глава в лагерной истории страны.
Новые грани этой уникальной территории вот уже восемь лет для себя, для науки и истории открывают участники соловецкой Летней школы Северного (Арктического) федерального университета (САФУ). Мы поговорили с идейным вдохновителем школы и ее бессменным руководителем Светланой Львовной Тюкиной, кандидатом философских наук, доцентом, заместителем директора интеллектуального центра — научной библиотеки им. Е. И. Овсянкина САФУ, чтобы узнать, каковы итоги Летней школы нынешнего года.
В интервью Светлана Тюкина рассказывает, в чем ценность проектного подхода, как сочетается творческая, учебная и проектная деятельность, что отличает участников школы, как выглядит настоящее счастье и почему Летняя школа проходит именно на Соловках.
«Почему именно Соловки? — задается вопросом Светлана. — Это действительно уникальная территория, та, что зовется “местом силы”, сплав истории, природы, переплетения судеб. На архипелаге могут проводиться исследования в очень многих направлениях, здесь есть возможность и необходимость реализовывать востребованные проекты в музейной сфере, экологии, образовании. На Соловки каждый год приезжают интереснейшие люди со всей страны и мира, у которых можно бесконечно учиться. И много лет для меня это одно из главных, любимых мест. Такое вот случилось чудесное и счастливое совпадение — работы и жизни».
Пять проектных мастерских
В этом году VIII Летняя школа САФУ под названием «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» прошла в новом формате: участники школы делились на группы — проектные мастерские.
В составе проектных мастерских оказывались студенты самых разных специальностей: IT-специалисты, физики, историки, педагоги, экологи и не только. Деятельность студентов и преподавателей — руководителей проектных направлений поделилась на два этапа.
В августе 30 студентов — участников школы вместе с руководителями своих тематических направлений отправились на Соловки. Там они в течение десяти дней слушали лекции, знакомились с архипелагом, принимали участие в ремесленных мастер-классах, занимались полевыми исследованиями и проектной работой. По окончании этого периода каждая группа студентов представляет идеи своих будущих проектов и получает обратную связь от соловецких коллег.
После возвращения «на большую землю» работа проектных мастерских продолжается, и спустя 3 месяца проходит официальная защита проработанных проектов, готовых к реализации.
Так, в 2021 году защита проектов прошла 27 ноября. На ней были представлены результаты работы пяти проектных мастерских: экологической, музыкальной, историко-педагогической, инженерно-педагогической и инженерно-архитектурной.
Все проекты разные и охватывают значительный спектр задач, важных для Соловецкого архипелага. Экологи представили динамику данных, полученных при изучении антропогенного влияния на воду, первые результаты экспериментальных работ в области микроклонального размножения редких растений из Соловецкого ботанического сада. Педагоги-историки подготовили дидактические игры, посвященные Соловкам. Участники музыкальной мастерской представили просветительский проект — интерактивную карту с подкастами, аудио- и видеоматериалами о музыкальной истории Соловецкого лагеря особого назначения (1923–1939 гг.). Инженерно-педагогическая мастерская представила «Историю мельничного канала в старинных словах, макетах и компьютерной анимации», изучила инженерные особенности Соловецкого монастырского мельничного комплекса, представила его 3D-модель и разработала интерактивные формы работы с посетителями, изучающими инженерную историю Соловецкого монастыря. Инженерно-архитектурная мастерская разработала онлайн-навигатор по туристическим маршрутам архипелага.
Проекты школы: от идеи до воплощения
«Школа — это очень важная партнерская история, — подчеркивает Светлана Тюкина. — Инициатором создания проекта было Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области. Затем активными участниками стали Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, и Товарищество Северного мореходства. В 2015–2019 годах школа проводилась в партнерстве с еще одним университетом — НИУ «Высшая школа экономики», принимали участие и зарубежные партнеры: в 2015 году — Университет Тромсё (Норвегия), в 2017 — Университет Гумбольдта (Германия)».
По словам Светланы Тюкиной, в широком смысле задача Летней школы и всех ее организаторов — работать на благо развития Соловков, а также способствовать сохранению наследия и памяти о технологиях, людях, истории, культуре этого места.
Для студентов школа становится возможностью познакомиться с уникальной территорией, попробовать свои силы в проектной деятельности на этапе от зарождения идеи до ее воплощения: «Коллеги получают навыки проектной и командной работы. Участники школы не просто придумывают идеи, они доводят их до внедрения, до воплощения. И смыслообразующей становится реальная возможность сохранения и приумножения исторического и природного наследия российской святыни».
Говоря об идее самой школы, Светлана Тюкина отмечает, что ее форма и содержание ощутимо менялись в процессе. Изначально студенты делились идеями в сфере культуры, истории, экологии Соловков, а начиная с третьей школы стало понятно, что участники школы могут приносить своими проектами ощутимую пользу для Соловков — так формировался проектный подход к их деятельности.
Светлана Тюкина вспоминает, как в одной из школ ребята решили создать игру-квест в виде мобильного приложения. Тогда группа историков, занимавшаяся разработкой игры о Крымской войне, отдельные эпизоды которой проходили в акватории Белого моря и затронули Соловки, ясно осознала важность взаимодействия с группой IT-специалистов. Ведь как иначе было бы возможно создать мобильное приложение?.. В свою очередь айтишники не могли обойтись без историков, которые отвечали за содержательное наполнение игры. Такая коммуникация нацелена на достижение поставленной цели и выполнение проекта, но изначально она может быть непростой для участников, привыкших говорить на разных языках.
«Фактически это пример реальной работы с заказчиком: я знаю, что от тебя хочу, а ты знаешь, как это надо делать», — рассказывает Светлана. Так формируется еще один принцип, важный для Летней школы на Соловках, — междисциплинарное взаимодействие.
Светлана Тюкина подчеркивает, что успех нынешних школ во многом связан с тем, что еще до начала Летней школы организаторы представляют, в каком направлении и с чем содержательно будет работать группа, и предполагают, какой реальный эффект от реализованных проектов может быть достигнут.
Яркий пример — Территориальное общественное самоуправление (ТОС) «Соловецкое», инициаторами создания которого стали участники школы. Сначала в школе студенты искали, что нужно и можно сделать силами НКО. Уже потом, когда идея была найдена, пришлось искать местных жителей, кому бы это было интересно. Родилась идея поставить детскую площадку в одном из дворов поселка, чем и занялись участники школы: они помогли местным жителям написать и зарегистрировать устав ТОС, вместе приняли участие в конкурсе проектных идей и подготовили необходимую документацию... Через год детская площадка была установлена. «Студенты прошли все эти этапы: придумать идею, зарегистрировать документы, подготовить проектную заявку, пройти все согласования — ведь это остров, непростая логистика. И когда одна из участниц группы в следующий раз приехала на Соловки и сфотографировалась на этих качелях, которые появились благодаря их усилиям, — это, конечно, совершенно особенный момент…»
Этот пример — один из множества ощутимых результатов работы Летней школы САФУ на Соловках: по итогам школ разных лет появлялись выставки, издана антология соловецкой поэзии, создан виртуальный тур, пишутся научные статьи, защищаются диссертации.
Педагогические ориентиры
Некоторые группы уточняют темы своих направлений год за годом, находят все большее количество «точек применения». Например, инженерно-педагогическая мастерская начинала с обсуждения возможности создания инклюзивной среды на Соловках, потом анализировала доступность и устойчивость мобильной связи на острове. И только на третий год мастерская стала плотно сотрудничать с Соловецким музеем-заповедником уже практически как с заказчиком. В музее представлено значительное количество объектов, связанных с инженерной историей монастыря, их важно уметь понимать с точки зрения инженерной мысли: как это работает, какие технологии и материалы использовались. «Соловки — это территория, где много примеров удивительных инженерных решений. Монастырь, говоря современным языком, технически был очень продвинут: его система гидротехнических сооружений включает в себя искусственно созданную систему каналов и озер, сухой док для ремонта судов, одну из первых в России гидроэлектростанцию. Для изучения этих исторических объектов организуется локальная работа проектной группы: ее участники изучают архивные материалы, на местности разбираются, как устроен сухой док, как работала монастырская мельница, как менялся уровень воды в озерах. Участники инженерно-педагогической мастерской думают над тем, какими могут быть экспонаты будущей музейной экспозиции, рассказывающие об инженерной истории монастыря, создают их прототипы, пишут методические комментарии, проводят тематические уроки физики, математики на краеведческом материале. Такой результат оказывается весомым».
Интерактивные модели мельницы и крупорушки — прототипы экспонатов, представляющих инженерные сооружения острова — со временем станут частью экспозиции музейного выставочного пространства. Кроме того, участники мастерской разработали лингвистическое игровое задание, которое может быть интегрировано в экскурсию, подготовили тематический урок-презентацию и даже учебное пособие, рассказывающее, как собрать крупорушку из обыкновенного лего.
Полученная на Соловках информация пригождается и при проектировании школьных уроков с региональным компонентом, например уроков физики («Сколько энергии производит монастырская электростанция?») или русского языка, когда школьники изучают диалектизмы и устаревшую лексику.
Дидактические цели преследует и создание исторических игр, посвященных Соловкам. Их разработкой занимается историко-педагогическая мастерская под руководством педагогов Михаила Копицы и Василия Кузнецова. В этом году лаборатория игротехники значительно увеличилась: было создано 5 игр. «На защите были представлены уже полностью готовые, напечатанные игры, с карточками, заданиями, разработанной системой правил», — подчеркивает Светлана Тюкина.
Какие темы, связанные с Соловками, затрагивают игры? Это освоение Соловецких островов и основание монастыря, история патриаршества в России, история и персоналии Соловецкого учебного отряда Северного флота. Свою игру представила даже группа экологов: «Соловецкий квартет» рассказывает про биотехнологии, ремесла и промыслы на территории Соловков.
Задание со звездочкой
«В этом году, наверное, тот редкий случай, когда все проектные группы сделали не только то, что планировали, но даже больше», — уверена Светлана Тюкина. В качестве примера, помимо уже описанных проектов инженерно-педагогической и историко-педагогической мастерских, она приводит группу экологов.
«На Соловках экологи традиционно занимались мониторингом состояния пресных и морских водоемов. Они изучают антропогенное воздействие на почву и воду, и здесь очень важна динамика. В этом году участники группы сконцентрировались на изучении органики: на Соловках не работают очистительные сооружения, поэтому все, что связано с качеством и составом воды — это вопрос жизненно важный», — рассказывает Светлана Тюкина.
Она приводит результаты мониторинга, согласно которым увеличилось количество общего фосфора, что можно связать со сбросами хозяйственно-бытовых вод, а также возросло количество азота в пресных водоемах, что может быть связано с высокой температурой окружающей среды в июне-июле 2021 года. «И было, что называется, задание со звездочкой, — продолжает Светлана Тюкина. — Экологи взяли образцы растений для проведения микроклонального, то есть бесполого, размножения, при котором возникающие формы растений генетически идентичны исходному экземпляру».
Другой пример — итоги проектной работы музыкальной мастерской. Участники группы поставили себе цель рассказать об истории Соловецкого лагеря особого назначения через судьбы музыкантов. Этим направлением мастерская занимается уже не первый год, но во время нынешней Летней школы участники не только актуализировали и расширили списки заключенных, но и начали запись подкастов, посвященных судьбам репрессированных музыкантов.
«По данной теме сохранилось очень мало информации, воспоминаний. Некоторые имена добавили в картотеку музея именно наши девочки. В подкасты включены не только биографии музыкантов, но и звуки природы, шумы, записанные на островах. Однажды, во время экскурсии на остров Анзер, где в годы лагеря был один из самых страшных изоляторов, участники музыкальной мастерской просили всех молча идти по деревянным мосткам в лесу, чтобы сохранить этот звук. И тридцать человек, серьезно относящихся к своей задаче, так и сделали. Я шла в той тишине и думала: а ведь несколько десятилетий назад похожий звук шагов раздавался из-под ног репрессированных…», — делится воспоминаниями Светлана.
Идеи будущих проектов есть и у организаторов Летней школы САФУ, и у партнеров. Как рассказывает Светлана, уже два года у университетских коллег готово предложение: провести психофизиологические исследования детей, живущих на Соловках. Ученые уже несколько лет изучают, как на тех, кто живет на севере, влияют белые ночи и долгие темные полярные ночи, как эти условия влияют на обучаемость. В этой связи было бы интересно выявить, есть ли особенности у детей на островных территориях. Пока от этой идеи пришлось отказаться из-за коронавирусных ограничений, но руководитель школы надеется, что к этому проекту удастся вернуться.
Вера, творчество, природа, счастье
Программа школы состоит не только из полевых исследований и проектной работы. У студентов много лекций, экскурсий и тематических мастер-классов: «Это могут быть встречи с мастерами гончарного дела, северной росписи или вышивки, народного пения… И студенты не просто лепят: на мастер-классе им рассказывают про местный гончарный промысел, северную игрушку. На северную мезенскую роспись многие приходят “просто посмотреть”, а уходят с готовым изделием. Все это тоже очень важно».
По словам Светланы Тюкиной, она только недавно узнала об исследованиях в области science art, где доказывается положительное влияние творческой деятельности на интеллектуальные способности и проектную работу: считается, что после таких «переключений», она становится продуктивнее. Кроме того, важна роль физических нагрузок и дыхательных практик — всем этим тоже занимаются участники школы, когда пешком или на велосипедах путешествуют по островам, сочиняют, поют, слушают песни. «Получается, мы интуитивно все это начали применять!» — смеется она.
В учебной программе, ежегодно обновляющейся, тоже есть свои традиции: «Что бы ни случилось, важно, чтобы первой лекцией была лекция Василия Николаевича Матонина (д. к., к. и. н., профессор САФУ — прим. ред.) "Соловки как образ и символ"». А есть традиции и вне учебной программы: «По приезде на Соловки нам пекут обязательно пирог с брусникой, а в первый вечер идем на берег смотреть на море. Потому что ну как же это — без пирога и моря?..»
В этом году первые лекции прошли еще до поездки на Соловки в формате онлайн: хочется, чтобы как можно больше времени участники провели в единении с местом, а учебная программа очень насыщенная. В школе очень важна атмосфера свободы и творчества. «По вечерам участники одной из школ ходили по поселку, узнавали различные истории от местных жителей, а на закате сочиняли… рэп. Или вот еще: разбирали духовные стихи, устраивали концерты на берегу моря под гитару, со стихами. Это очень пронзительные для всех воспоминания».
Среди студентов, отправляющихся на Соловки, есть и верующие, и неверующие, но уже не раз, по словам Светланы, участники школы откровенно говорили ей, что именно здесь впервые побывали на службе и что это, оказывается, красиво и легко.
К числу таких же ярких моментов можно отнести встречи с белухами. «Одна из запоминающихся прогулок, которую совершаем на Соловках, — на берег моря к белухам, северным китам. Они приплывают туда с детенышами. Мы долго идем через лес, потом по отливу, мимо островка с кричащими крачками, планирующими нам на головы, доходим до Белужьего мыса. Все взволнованно располагаются на берегу, всматриваясь далеко в море, а тем временем мамы-белухи с детенышами выныривают совсем рядом, начинают присвистывать и фырчать, да еще и оказываются настолько близко. В такой момент все просто замолкают, и тихо, чтобы не спугнуть, восторженно улыбаясь, смотрят на солнце, море, белух, и понимают, что как-то так выглядит счастье», — делится воспоминаниями Светлана Тюкина.
Портрет участника школы
Как преподаватели и студенты становятся участниками Летней школы САФУ? Студентов в группы отбирают преподаватели, а руководителей направлений подбирает сама Светлана: «Мне важно, чтобы я доверяла этому человеку, была уверена в нем как в профессионале, чтобы он вписывался в атмосферу школы, был готов к ненормированной работе со студентами. Команде важно комфортно работать вместе, потому что школа — это все-таки труд, большая ответственность и высокая нагрузка».
Некоторые из руководителей групп ранее сами были участниками Летней школы — так внутри школы вырастают кадры для ее дальнейшего развития.
«Что еще для меня важно — всегда стараемся пригласить в школу некоторое количество сотрудников из нашего Интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ. Это могут быть магистранты, которые у нас учатся и работают, новые сотрудники. Потому что как раз здесь, в школе, формируется команда. А еще они учатся создавать игры, подкасты, квесты, которые очень пригождаются в нашей основной работе».
Участниками школы становятся студенты самых разных специальностей, но что же их объединяет?.. Какой он — участник Летней школы САФУ на Соловках?
«Какой он?.. Неравнодушный. К жизни. Ко всему. Ему не все равно. Ему интересно учиться, вносить свой вклад. С ним есть, о чем поговорить и о чем помолчать», — убеждена Светлана.
Личная благодарность
Трудно ли организовать подобную школу и развивать ее из года в год?
Рассказывает Светлана Тюкина: «Это большая, трудная работа. Помимо самой школы, формирования ее программы, стыковки всех экспертов, подбора команды, сам остров диктует много сложностей с логистикой. Дороги, питание, экскурсии, проживание — это свое море организационных забот… Кроме того, Соловки — такая территория, где никто ничего никогда не может планировать однозначно. Ты можешь запланировать экскурсию по озерам на завтра — внезапно ливень, и все меняется. Начался ветер — отменили катер. Ты можешь продумать абсолютно всю логистику, но объявят штормовое предупреждение — и придется просто сидеть и ждать».
По ее словам, эти трудности нивелируются, когда осознаешь, что школа дает студентам, острову, тебе самой: «Всегда радуюсь, когда вижу в соцсетях, как после школы продолжают дружить и общаться наши ребята. Иду по университету, по городу, и вижу их, студентов, прекрасных, улыбающихся. Понимаю, что с каждым из них становится богаче и мой мир. Шучу иногда, что роскошь — это официальная командировка в самое любимое место в своей жизни. Наш вклад в развитие Соловков — это и моя личная признательность и благодарность островам».
«А еще, — продолжает Светлана, рассуждая о школе и ее ценности, — когда рассказываю о Соловках, нашей Летней школе, мне часто кажется, что самое главное так и остается несказанным, не проговоренным… Тем самым, “на кончиках пальцев”, той эфемерной историей, которую словами не выразить. Когда есть информация, но нет покалывающего, тихого и одновременно звонкого, пахнущего соснами и морем ощущения счастья. Так что приезжайте на Соловки, заглядывайте к нам в Школу, и вам распахнется целый мир».
Беседовала Анастасия Привалова, декабрь 2021
Узнать больше о Летней школе САФУ:
Документальные фильмы о Летней школе САФУ на Соловках: