библиотеки в электронном веке
С 2012 г. инклюзия входит в федеральные образовательные стандарты РФ. Адаптированная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, переквалификация профессорско-преподавательского состава по инклюзивному образованию (далее — ППС) — теперь обязательные требования для всех вузов страны. С чего должна начинаться инклюзия в вузе? Кто является субъектом инклюзии? Почему необходимо учиться инклюзивному взаимодействию? Попробуем разобраться на конкретных примерах и фактах.
Ратифицированная Россией Конвенция ООН по правам инвалидов по-прежнему воспринимается как нечто экзотическое и несущественное, в том числе в вузах страны. Инклюзивное общество, основанное на уважении к различиям, обсуждают как модный тренд, концепцию постгуманизма. Казалось бы, все просто. На улицах города появляются удобные приспособления для передвижения на инвалидных колясках, в вузах лица с ОВЗ посещают занятия вместе с остальными «обычными» учащимися. Однако оборудованные пандусы на лестницах учреждений и терпимое отношение к «необычным студентам» в университетах — далеко не инклюзия. Когда инвалидов принимают в учебные заведения для присутственной галочки, происходит явление противоположного порядка, которое антагонистично самому понятию inclusion. «Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации, — подчеркивает Николай Николаевич Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО, вице-президент Российской академии образования, — тогда как инклюзия — это включение, взаимодействие и встречное движение всех участников образовательного процесса, — профессуры, обычных студентов и студентов с ОВЗ». По актуальным данным исследования, проведенного Общественной Палатой РФ при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, вузы не готовы к таким учащимся, ни морально, ни методологически, ни технически. В стране до 70% из поступивших инвалидов — по зрению, слуху, двигательным ограничениям, не доучиваются, а бóльшая часть абитуриентов — инвалидов даже и не пытаются поступить. Виной тому — целый комплекс российских проблем на всех уровнях социального жизнеобеспечения лиц с ограничениями возможностей здоровья. И в том числе в связи с отсутствием четкого понимания концепции инклюзивного образования. Парадоксальным образом, несмотря на успешный многолетний опыт институтов дефектологического образования, ориентированных на высшую школу, именно на уровне вузов происходит разрыв образовательного процесса, и как следствие, ничтожный процент выпускников с ОВЗ, обретающих соответствующие диплому компетенции и получающих трудоустройство.
Для преодоления этого разрыва с осени 2017 г. во всех регионах заработали ресурсные учебно-методические центры (РУМЦ), призванные осуществлять мониторинг проблемы, разрабатывать технологические решения, апробировать программы и интегрировать продуктивные инклюзивные практики. Программа внедрения инклюзивного образования через сеть РУМЦ намечена до 2020 г. По преимуществу центры базируются в университетах с кафедрами дефектологического образования, а также в вузах, имеющих апробированные программы. В РУМЦ запущены курсы переквалификации для ППС вузов. С одной стороны, достаточно оптимистичная картина, вузовское сообщество пришло в движение в нужном направлении, с другой, — считают специалисты РУМЦ, часть вузов проходит переквалификацию, чтобы закрыть пробел перед аккредитацией.
Впрочем, внедрение — дело не одного дня или года. Как определяет ситуацию возглавляющий РУМЦ Северо-Западного региона директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. Герцена Кантор Виталий Зорахович: «Если мы хотим построить целостное инклюзивное общество, то иного пути кроме как строить на всех уровнях инклюзивное образование, у нас нет».
Специалисты РУМЦ уверены: вузам страны неизбежно придется решать самые различные задачи по формированию адаптированной образовательной среды — методологические, технические, нормативно-аккредитационные. Но, прежде всего, участникам образовательного процесса нужно научиться инклюзивному взаимодействию — полномасштабному вступлению в равноправные отношения. К такому распределению ролей ни студенты-инвалиды, ни обычные студенты, ни преподаватели зачастую не подготовлены. Именно такому сознательному «включению» нужно учиться в первую очередь.
Рассмотрим в деталях, из чего складывается инклюзивное взаимодействие, чему нужно учиться, какие требуются изменения.
Адаптированная образовательная программа в вузах — это вся совокупность условий, отражающих адаптированную среду студентам-инвалидам. Но адаптация условий не равна адаптации содержания. Студенты не могут получать «урезанные» знания, они должны иметь полную ретроспективу образования по специальности. Именно поэтому инклюзивное взаимодействие со стороны вуза подразумевает не только наличие архитектурного, технического и учебно-методического базиса, но и такие пункты, как разработка индивидуального образовательного маршрута, тьютерское сопровождение, подбор соответствующих ограничениям возможностей здоровья методик, реабилитационно-оздоровительные практики, мониторинг и многое другое. Индивидуальный маршрут начинается до поступления, с профориентации абитуриента. Это и профориентация, и предоставление полной и доступной информации, консультации психолога и экспертная помощь в подготовке к поступлению. Тьютерство длится не только в течение всей учебы, содействие в трудоустройстве — часть программы.
Опыт на местах показывает, что даже при наличии технически оснащенной аудитории, преподаватели, не имеющие навыка работы со студентами-инвалидами, предпочитают давать материал по старинке, игнорируя образовательные потребности студента. Нередко преподавателя устраивает пустое «отсиживание» учащегося-инвалида на лекциях, вместо адекватной подачи материала он старается откупиться четверками в зачетке. Или, напротив, нередки случаи, когда студенту с ОВЗ по недоразумению выдвигаются невыполнимые требования по выполнению контрольных работ. Именно поэтому обретение компетенций ППС по методикам инклюзивного образования — обязательное условие в вузе ХХI века. Не менее значимы психологические и коммуникативные аспекты со стороны ППС. Ментальное приятие преподавателями лиц с ОВЗ как полноправных студентов — это одно из сложнейших и необходимых условий. Но только целостный подход даст студентам с ОВЗ возможность интегрироваться в общество.
По закону студент с ОВЗ имеет право претендовать на адаптированную образовательную среду. Приняв такого студента, вуз берет на себя ответственность, и условия должны соответствовать его ограничениям по здоровью. В свою очередь учащийся обязан нести в равной степени ответственность за качество учебы и успеваемость. Инклюзивное взаимодействие осуществляется тогда, когда студент с ОВЗ претендует на всю полноту знаний, высоко мотивирован и стремится к самореализации. При таких обстоятельствах распространенные поведенческие стратегии, такие как иждивенчество и спекулятивность, исключаются. «Поставьте тройку, потому что я инвалид» — это не инклюзия. По сути, государство, строя инклюзивное общество и создавая реабилитационные условия для высшего образования лицам с ОВЗ, совершает экономическую инвестицию. По шведской модели «прагматичного гуманизма» практика инклюзии — это предоставление инвалидам возможности быть независимей и трудоспособней, а, следовательно, менее затратными для бюджета в качестве иждивенцев. По шведской модели срок окупаемости инвестиции в инклюзивное образование — 7 лет. Принципиальная стратегия — «удочка, а не рыбка» — по отношению к студентам-инвалидам дает хороший старт к качественной самостоятельной жизни.
Третья сторона инклюзии — «обычные студенты». По результатам опросов в вузах, обычные студенты относятся к студентам с ОВЗ «сдержанно-позитивно». С одной стороны, они «ничего не имеют против» самого факта наличия таких студентов, с другой — не имея опыта инклюзии, не знают, как включаться, взаимодействовать, общаться и помогать. Зачастую лицо с ОВЗ, проучившись весь срок, так и остается изгоем, в стороне от студенческой жизни. Например, если речь заходит о сосуществовании в комнате в общежитии, студенты не инвалиды чаще всего отказываются от такого соседства. Опыт показывает, что достичь инклюзивного взаимодействия со стороны студентов не инвалидов легче всего, привлекая их в волонтерские программы, к помощи по тьютерскому сопровождению абитуриентов, студентов с ОВЗ. Не последнюю роль играют общие студенческие события и совместные волонтерские проекты. Так, в Герценовском университете слепые студенты наряду с другими студентами участвуют в волонтерских студиях по подготовке адаптированных книг и учебной литературы для незрячих. Необходимо научить студентов принимать инвалидов внутрь сообщества по принципу «различия — это повод объединиться».
(доцент кафедры социального права и правоведения из Южно-Уральского государственного университета НИУ)
Опираясь на личный опыт инвалида по зрению в качестве студента, преподавателя и доцента, Ю. В. Шумова разработала «Правила инклюзивного взаимодействия», которые представила на Международной конференции в Санкт-Петербурге «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений», прошедшей в ноябре 2017. Это своего рода инклюзивный этикет для всех участников образовательного процесса, в данном случае лиц с ОВЗ по зрению, других студентов, ППС и технического персонала вузов. На примере «кодекса Шумовой» можно оценить как глубину имеющихся проблем, так и алгоритм их решения. Правила состоят из двух разделов. Первый связан непосредственно с образовательным процессом в отношении лиц с ОВЗ, второй — это коммуникативные основы для лиц с ОВЗ по зрению. Важно отметить, что детализированный, практичный, основанный на реальном опыте «кодекс Шумовой», — содержит уникальный ракурс на проблему — со стороны лица с ОВЗ и со стороны ППС одновременно.
«Формирование компетенции инклюзивного взаимодействия как необходимое условие реализации адаптивных образовательных программ» — выдержки из доклада Ю. В. Шумовой
За текущий год инклюзивное образование не раз становилось объектом широкой дискуссии, новостным поводом в публичном пространстве. Так, 5 декабря, во всемирный день волонтера, по федеральным новостям, в прайм-тайм программы «Время», освещалось посещение Президентом РФ единственной в стране (и в мире) Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ). Здесь прошла встреча главы государства с инвалидами, представителями профильных общественных организаций и профессиональных сообществ. Владимир Путин отметил что, несмотря на то, что отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону, необходимо еще сделать многое. В частности, по вопросам трудоустройства и реабилитации лиц с ОВЗ. Представители власти сообщили о продлении государственной всероссийской программы для инвалидов «Доступная среда» до 2025 г., о необходимости упростить процедуру подтверждения инвалидности, о поддержке различных студенческих волонтерских проектов и частных инициатив. В ответ студенты вуза продемонстрировали свои достижения — картины слабослышащих, слепые музыканты, студенческий пластический театр немых, высокотехнологичные гаджеты российских разработчиков для лиц с ОВЗ по зрению и слуху. На встрече с представителями власти Академией был поднят вопрос о создании в Москве центра инклюзивных искусств — успехи талантливых студентов вышли за рамки инклюзивного образования, ребята готовы не только применить свои способности в жизни, но и создать уникальную нишу в культурном пространстве России и мира.
Все это говорит о том, что развитие инклюзии в России намечается, но всегда есть риск, что прекрасная идея легко может обратиться в конъюнктурную формальность — с подсчетом отчетных цифр по учащимся инвалидам, а за каждой статистической единицей стоит конкретный человек, о чем зачастую забывают.
«Инклюзия — это искусство возможного» (по аналогии с дипломатией), — как-то сказал Олег Николаевич Смолин, вице-президент Параолимпийского комитета РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех». По сути, такой масштабный социальный проект, как инклюзивное образование в России может быть осуществлен только при наличии акта доброй воли всех участников образовательного процесса в высшей школе.