Закрытые открытые данные
Пойдут ли открытые данные на пользу отечественному образованию? Как продвигаются дела в области открытых данных в России? На Пятом ежегодном хакатоне Open&Big Data в
На Международном образовательном форуме, состоявшемся 29–31 марта в Санкт-Петербурге, обсуждали информационные тренды в развитии образовательных систем. Сегодня, с внедрением новых образовательных стандартов и технологий, растут и требования к информационной прозрачности образовательных учреждений. Какие же показатели интересны педагогам и родителям, о чем говорят эти данные и как принимать управленческие решения на их основе?
Конечно, анализ сдачи ЕГЭ и ГИА, а также всероссийских и региональных проверочных работ — основные источники информации, которые позволяют делать выводы об уровне качества подготовки выпускников, определять направления совершенствования преподавания и повышения квалификации педагогов. «Детально анализируя результаты ЕГЭ, — говорит Людмила Локтионова, начальник отдела образования администрации Петродворцового района СПб, — мы понимаем, какие качественные управленческие решения необходимо принимать. Закономерно, что качество образования сегодня стало предметом управления». Однако, в отрыве от других данных, эти показатели могут давать неполное и даже искаженное представление об образовательном учреждении. Какие же источники информации позволят дополнить картину?
Наряду с анализом результатов ЕГЭ и ГИА, необходимо учитывать и социальные параметры, ведь контингент учащихся в разных школах нередко существенно разнится. Именно социальный паспорт школы — та точка отсчета, которая может скорректировать представление об успешности образовательного учреждения. «Если школа, работающая в сложных социальных условиях, учит и выпускает в успешную жизнь ребенка, и уровень правонарушений у него за время обучения в этой школе минимален, — считает Ольга Нестеренкова, начальник отдела образования администрации Красносельского района СПб, — то даже при том, что уровень качества знаний по тем критериям, которые существуют сегодня в России, может быть и не очень высок, для этой школы это реальный результат прогресса ребенка».
Профессиональное сообщество чувствует и потребность в информации о социокультурной ситуации в школе в целом: об особенностях формирования ученичества, о стиле взаимоотношений между педагогами, педагогами и родителями. Еще один вопрос, как признаются педагоги, непростой для ответа, — о национальном составе школы, его часто задают родители. Для понимания социального контекста может оказаться полезным и опыт западных коллег. В Шотландии оценить «неустойчивые школы» удается по двум критериям: сколько процентов детей получают бесплатные завтраки и для скольких процентов детей английский язык — неродной. Этих двух показателей оказывается достаточно для понимания социального ландшафта школы.
Предметы по выбору — еще один важный показатель. Во многих регионах России ситуация одинакова: дети сплошь выбирают для сдачи географию и обществознание. «В нашем районе, — говорит Елена Владимирская, начальник отдела образования администрации Невского района СПб, — девятиклассники массово выбрали географию. Почему они сделали такой шаг? Можно предположить, что в Невском районе все учителя географии дают стабильно высокий результат, а может, дети считают, что этот предмет наиболее легок в сдаче. Такая мотивация вызывает опасения, поэтому выбор учащимися предмета для сдачи представляет интерес для анализа работы школы».
«В последние годы, — добавляет Людмила Локтионова, — мы обращаем все больше внимания на профориентацию наших детей, чтобы они не выбирали предметы по выбору случайно, это тоже позволяет повысить качество преподавания».
Челябинская область, металлургический центр России, заинтересована в повышении престижа инженерных профессий и качества физико-математического образования. Здесь внедряется новый образовательный проект ТЕМП, название которого расшифровывают как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». «Несмотря на то, что средние баллы ЕГЭ по физике и математике в Магнитогорске выше среднеобластных, мы понимаем, что этого недостаточно, — говорит Александр Хохлов, начальник управления образования администрации г. Магнитогорска. — Хорошего инженера без физики и математики не сделаешь. У нас такая же беда — обществознание выбирают 53% детей. Нам надо эту тенденцию как-то поломать. Что мы предпринимаем? Практически во всех школах существуют профильные классы. Чтобы попасть в класс по соответствующему профилю, ребенок должен не только сдать экзамен по выбору, но и получить не менее четырех баллов. Мы ориентируем всю нашу образовательную систему именно на эти направления. У нас есть ресурсные центры по физике, химии, математике, биологии, есть школа олимпиадного резерва, мы открываем профильные классы и готовим к ЕГЭ по соответствующим предметам, которые нас интересуют. Результаты ГИА и ЕГЭ позволяют сориентироваться, куда развиваться дальше».
Если из анализа результатов ГИА и ЕГЭ становится понятным, что несколько лет подряд какая-то школа хорошо сдает определенный предмет, например, физику, как стоит интерпретировать и использовать эту информацию? «Значит, там есть хороший учитель физики, который должен поделиться своим опытом, — подсказывает Ольга Нестеренкова. — Мы пришли к тому, что необходима система мастер-классов, не лекций или других форматов, а именно мастер-классов, которые позволят данному учителю физики поделиться своим опытом, как он готовит детей к сдаче экзаменов по физике из года в год».
Не все педагоги согласны, что опыт можно передать таким способом («Мое глубокое убеждение, — возражает Александр Хохлов, — что опыт перенимать невозможно, он индивидуален у каждого, с ним можно лишь ознакомиться»), но успешной педагогической технологии вполне можно обучить. «Обычно считается, что обязательно опытные должны учить молодых, а я считаю, что и наоборот, — продолжает Александр Хохлов, — иногда бывает полезно и эффективно начинающему педагогу поучить более опытного, это в духе нынешних образовательных трендов. Мне очень понравилось, как на одном из мероприятий модераторами выступили два педагога — один с опытом, а другой совершенно „безбашенный“ и молодой. Этот тандем показал богатый потенциал такого сотрудничества».
Материальным символом информационной открытости образовательной системы стала концепция Инфозоны, выигравшая премию Integrated System Russia. Интерактивные справочные системы уже стали привычными на вокзалах и в аэропортах, а теперь пришли и в образовательные учреждения: в холлах многих школ устанавливаются цифровые панели — так называемое «школьное телевидение», — на которые выводится актуальная информация, фотоотчеты о школьных событиях, расписание занятий. «Для эффективного управления, чтобы все образовательные учреждения имели кратчайший путь к сотрудничеству друг с другом, мы создали проект Инфозона, — говорит Елена Владимирская, — он пользуется большой популярностью и спросом, открывает систему образования, повышая ее прозрачность. Это тоже управленческое решение, победившее недавно в конкуре информационных продуктов».
Пойдут ли открытые данные на пользу отечественному образованию? Как продвигаются дела в области открытых данных в России? На Пятом ежегодном хакатоне Open&Big Data в
В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.
В фокусе внимания VII Образовательного форума, прошедшего 22–26 марта в Санкт-Петербурге, — информатизация Новой школы. Развитие учебной аналитики — один из современных трендов. Как измерить «цифровой след» того, что происходит в образовании? Как оценить «социальный капитал» организации? Могут ли данные информационных систем помогать в принятии управленческих решений? Участники круглого стола поделились своими наработками.