библиотеки в электронном веке
Самой сильной стороной высшего образования всегда была качественная фундаментальная подготовка выпускников, дающая им способность критически осмысливать окружающий мир и постоянно обновлять знания. Именно люди с высшим образованием практикуют постоянное чтение книг (68% по исследованию ВЦИОМ за 2019 год). Однако в последнее время все чаще ведутся дискуссии по поводу необходимости фундаментальных знаний для современного человека. В частности, существует мнение о полной замене фундаментального образования на прикладное. Насколько эта позиция оправдана, разберем в нашей статье.
Высокая скорость экономических перемен сильнейшим образом влияет на образовательную сферу. Постоянно появляются новые профессии и исчезают старые. До 2030 года исчезнет 57 профессий и появится 186 новых. В докладе Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» (The Future of Jobs) 2018 года, было выявлено, что через четыре года 75 миллионов рабочих мест будут упразднены, но их заменят другие 133 миллиона. К 2022 году не менее 54% всех сотрудников будут нуждаться в значительном повышении квалификации. Пока студент осваивает навыки по одной специальности, они устаревают. Освоение компетенций становится бессмысленным. По прогнозам экспертов в современной экономической ситуации человек будет осваивать множество профессий за всю жизнь и постоянно менять работу:
«Я не уверен, что на позиции, на какой нахожусь сейчас, я останусь через 10–15 лет. Сейчас мы входим в мир, в котором поменять 5–6 видов деятельности за жизнь — это нормально», — заявил Евгений Виноградов, заместитель руководителя проекта «Атлас новых профессий», созданного под эгидой АСИ и Фонда «Сколково».
Отсюда возникает вопрос о необходимости высшего образования, в том числе фундаментального образования. В течение долгого промежутка времени фундаментальные знания противопоставлялись практическим и в современном мире эта тенденция только возрастает. Такое образование было связано прежде всего с рассмотрением сложных вопросов по выбранному студентом направлению. Сейчас фундаментальное образование тяготеет к тому, чтобы осуществлять сохранение и передачу знаний, которые, возможно, непосредственно не связаны с профессией, но важны для интеллектуального развития человека. С этим связан процесс фундаментализации образования, когда фундаментальная подготовка студентов углубляется и становится более системной, а объем обязательных дисциплин сокращается за счет строгого отбора учебного и научного материала. Системный подход выражается в формировании взаимосвязи между учебными предметами. Как мы уже упоминали ранее, лавинообразный информационной поток и перемены в экономике невозможно остановить. Также как и невозможно угнаться за всеми новыми профессиями и подстраивать учебный план под них. Поэтому фундаментализация предполагает, что студент не осваивает информацию, а учится работать с ней, искать, систематизировать и анализировать. Это способствует развитию творческого мышления, необходимого современному специалисту.
Фундаментализация образования на новом этапе развития общества должна включать в себя несколько важных аспектов.
1. Целостность и взаимодействие элементов учебного процесса. При целостном подходе изучаются не конкретные предметные темы (дидактические единицы), а согласованные разделы для формирования мировоззрения.
2. Развитие аналитических способностей. Обучение должно быть направлено на постижение взаимосвязей между явлениями и развитие навыка поиска закономерностей у студентов.
3. Гуманизация. Процесс обучения опирается на индивидуальные особенности личности, развитию мягких навыков, которые соответствуют характеру студента.
Долгое время учебные заведения пытаются сделать учебную программу максимально практической и ориентированной на текущие реалии рынка. Однако этот подход приводит к угрозе формирования слишком узких специалистов, тех, кто знает исключительно одну предметную область и не знает больше ничего. Таким образом студент получает не всегда актуальную профессию, но не получает образования и способности к дальнейшему обучению. Поэтому фундаментальное образование — это единственный выход сохранить знания, а также обеспечить возможность получать новые, давая специалисту гибкость. Фундаментальное образование прежде всего учит учиться, что несомненно важно для каждого человека:
«Фундаментальное образование было, есть и будет, если мы хотим получить человека думающего. <...> Я думаю, что система образования останется классической, другое дело, в каких пропорциях. То есть, когда нам нужно готовить специалистов, скажем так, теоретического профиля, тогда потребуется больше фундаментального, научного профиля; когда больше практического, тогда больше, естественно, практических дисциплин», — Владимир Иванов, заместитель президента Российской академии наук.
Позиция сторонников прикладного образования заключается в необходимости только тех знаний, которые можно применить на практике. Не просто знать какую-либо информацию, а умело использовать ее в течение всей трудовой жизни. Понятно, что можно идти по этому направлению и делать все образование прикладным. Но это не решит проблему быстрого обновления знаний даже в тех сферах, где практические навыки особенно важны. В связи со слишком высокой скоростью устаревания знаний и технологий невозможно сделать дисциплины полностью практическими даже для IT-специалистов. Существует еще три основных преимущества фундаментального образования перед прикладным.
Во-первых, новые профессии и технологии будут требовать оценок результатов работы, этичности применяемых методов и последствий своих действий. Такую оценку могут провести только специалисты с широким спектром знаний, имеющие целостную картину о мире.
В Массачусетском технологическом институте инженеры получают множество дисциплин гуманитарного спектра. Считается, что если инженер не имеет представления о развитии общества и устройстве экономики, он не сможет стать хорошим специалистом.
Во-вторых, фундаментальные знания устаревают медленно и сохраняют свою значимость долгие годы. Их можно использовать в течение большого промежутка времени, на их основе делать выводы о текущей социальной, политической и экономической ситуации.
В-третьих, фундаментальное образование способствует развитию критического мышления, учит анализировать информацию, видеть причинно-следственные связи и вырабатывать собственную позицию относительно любого вопроса. Современный специалист должен искать новые пути решения повседневных задач, что возможно только при наличии критического мышления.
Для успешного функционирования рынка и поддержания здоровых экономических отношений необходимы квалифицированные специалисты, имеющие глубокие познания. Ведь образование ориентируется на будущее, а не настоящее. К сожалению, такие факторы, как ограниченность времени на получение образования и коммерческое отношение к учебному процессу, влияют на отношение к фундаментальным знаниям. Многие будущие специалисты задаются вопросом, зачем мне учить основы математики или идти на курс по зарубежной литературе, если в жизни мне это не пригодится. Потому следует работать в направлении популяризации знаний, чтобы для большинства они представляли ценность сами по себе, а не рассматривались как приложение к работе. Именно такой подход позволит сохранить общую высокую образованность населения и сохранить лидирующие позиции страны в науке.
К сожалению, практический подход к образованию становится все более распространенным. Поэтому фундаментальная подготовка слабеет с каждым годом. Работодатели хотят получить готовых специалистов и быстрый экономический результат. Но это вряд ли возможно, особенно в долгосрочной перспективе с получением постоянной прибыли. Уже завтра технологии и профессии могут измениться и узкопрофильные специалисты станут не нужны. В свою очередь специалист с фундаментальными знаниями всегда сможет освоить новые навыки благодаря высокой обучаемости и гибкости. Фундаментализация образования позволяет выпускникам адаптироваться к новым условиям и заниматься самообразованием.