библиотеки в электронном веке
Отличия между вузовскими библиотеками и библиотеками колледжей связаны прежде всего с разницей в специфике двух уровней образования: высшего и среднего профессионального.
Библиотека университета — важнейшее подразделение, которое обеспечивает доступ к знаниям всем его студентам, аспирантам и преподавателям в образовательных и научных целях. Именно там будущий специалист учится находить информацию, работать с источниками и извлекать из них необходимые сведения.
Библиотека в организации СПО выполняет те же функции, хотя ее фонды меньше по объему.
Отличия между вузовскими библиотеками и библиотеками колледжей связаны прежде всего с разницей в специфике двух уровней образования: высшего и среднего профессионального.
Возможности библиотеки
Что должно быть в университетской библиотеке? Как и в аналогичном подразделении в организации СПО — учебники и учебные пособия по всем направлениям и профилям подготовки, которые есть в конкретном учебном заведении. Это литература и исследования, которые прошли проверку качества и одобрены для включения в образовательные программы.
Для подготовки рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ студентам необходимы сведения из монографий, научных статей и диссертаций. Далеко не все подобные источники доступны в интернете, но в библиотеке вуза они должны быть непременно. Библиотека сохраняет, систематизирует и распространяет материалы, которые созданы или изданы внутри самого вуза: научные труды и методические разработки преподавателей, сборники статей конференций, учебные материалы. Библиотека СПО располагает меньшим разнообразием подобных источников.
Научная периодика — еще одна обязательная часть библиотечного фонда университета, которая регулярно пополняется свежими выпусками.
Большое значение имеют информационные электронные ресурсы, на которые у вуза или техникума оформлена подписка: электронные библиотеки, базы данных. Их важнейшие преимущества — мобильность,
высокая скорость коммуникации с информационным пространством, они отвечают образовательным требованиям сегодняшнего дня.
В вузах библиотеки фактически являются основными держателями информационных ресурсов и «берут на себя значительную степень ответственности за формирование информационного пространства университета», как отмечается в статье «Библиотека университета как центр управления знаниями».
Проактивная библиотека предлагает пользователям источники, о которых они могут и не знать, и таким образом создает для них зону ближайшего развития интересов.
«Кроме того, библиотека имеет возможность вместе с запрашиваемым источником предлагать читателю целый комплекс услуг: полный или тематический список публикаций автора запрашиваемого документа, сведения о цитируемости его работ, наличие рецензий на конкретную работу, перечень других публикаций по данной тематике», — считают авторы статьи «Университетская библиотека как проактивная система».
И наконец, в вузе, в отличие от колледжа, может быть даже несколько библиотек — при наличии большого количества факультетов. Структура организации СПО гораздо меньше.
Интересно, что в некоторых зарубежных вузах, например во Вьетнаме, система библиотечного обслуживания имеет трехступенчатую структуру и включает центральную библиотеку, которая осуществляет общее руководство, централизованное комплектование, книгохранение и библиографическую работу, а также библиотеки-филиалы на
факультетах и отделения при кафедрах, кабинетах и лабораториях.