Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Библиотека в изоляции: проблемы и перспективы дистанционной работы

Чтобы учреждение оставалось эффективным на удалёнке, необходимо выстраивать коммуникации с ректоратом и пользователями, повышать квалификацию сотрудников и не бояться рисковать.

 

С 19 по 21 мая прошла первая онлайн-конференция для библиотек образовательных организаций «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир», организованная ЭБС «Лань». Первые два дня обсуждения были посвящены работе во время пандемии и после неё. 

Исполнительный директор Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов Нателла Квелидзе-Кузнецова отметила, что библиотеки оказались одними из наиболее подготовленных к условиям дистанционной работы подразделений вузов. «Мы специально к этому не готовились, просто жили, понимали, как нужно жить». С ней согласились многие присутствующие.

Удалёнка предполагает высокую степень цифровизации. Для библиотек процесс внедрения технологий начался не вчера и даже не позавчера. Последние годы сотрудники вузовских библиотек посвятили тому, чтобы, сохраняя традиционные формы общения с читателем, органично ввести новые, технологичные.

Именно благодаря этому, как отметили многие из выступавших, учреждениям удалось благополучно уйти на удалённую работу практически без потерь в качестве обслуживания читателей. Все они обеспечены доступом к библиотечным ресурсам, в том числе благодаря широкому спектру подписок. 

Однако несмотря на то, что экстренный переход на новый формат работы в целом удался, два с лишним месяца пандемии вскрыли кое-какие проблемы, на рассмотрении которых выступающие остановились отдельно.

Библиотекам нужно наладить коммуникацию с администрацией вуза

На конференции были неоднократно высказаны опасения, что пандемия может негативно или, по крайней мере, не так позитивно как хотелось бы, сказаться на работе. Например, руководство может не заметить, как хорошо учреждение справилось с задачами в новых условиях. Или, наоборот, зафиксировать это и решить, что часть сотрудников, которые не заняты на удалёнке, не нужна.

Чтобы такого не происходило, а также чтобы работа была эффективнее, руководителям библиотек необходимо теснее контактировать с администрацией вуза. Руководитель библиотечного информационного центра Красноярского медицинского университета Ирина Шереметова отметила, что если ректор планирует что-то сокращать или реорганизовывать, избежать этого вряд ли получится. Сегодня учреждения и так стоят на пороге переформатирования. Но, чтобы знать об этих планах и своевременно на них реагировать, нужно налаживать контакт. 

Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская подчеркнула, что любой ректор будет рад, если к нему придут и скажут, что у библиотеки есть замысел, который решает какие-то проблемы. Библиотека, как и другие подразделения, работает на то, чтобы совершенствовать процесс обучения. А потому нужно не занимать выжидательную позицию, а проявлять инициативу. Назайкинская призвала присутствующих выстраивать с ректоратом партнёрские отношения.

Важна постоянная связь с читателями

Многие из присутствующих на конференции отметили, что удалёнка обострила необходимость улучшать каналы связи не только с руководством, но и с читателями. Если раньше можно было выяснить настроения посетителей при непосредственном контакте, то сейчас все коммуникации перешли в онлайн, и они не всегда эффективны. Поэтому необходимо их налаживать, что пригодится и сейчас, и в будущем.

Заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета Светлана Тюкина рассказала, как важно выбирать язык общения с разным аудиториями. Например, студенты не готовы общаться языком пресс-релизов. А потому надо осваивать и другие способы коммуникации. 

Заместитель директора фундаментальной библиотеки РГПУ имени А. И. Герцена Светлана Морозова рассказала, что в их учреждении материалы на сайте редактировали тысячи раз. Если у кого-то остаются вопросы по тексту, значит это повод внести правки. Также отслеживали реакции на посты в соцсетях, чтобы выбрать верную тональность.

Морозова отметила, что самое востребованное сейчас — быстрое получение информации. Заместитель начальника информационно-библиотечного управления Северо-Западного института управления РАНХиГС Валерия Васильева также высказалась о пользе оперативности: «Если мы говорим о горячей линии, то она должна быть горячей, а не чуть тёпленькой».

На конференции выяснилось, что во многих учреждениях стёрлись границы рабочего дня. Помощь читателям оказывают и в праздники, и в выходные. Такая практика хорошо показала себя, её планируют сохранить после пандемии. 

Необходим новый подход к команде

В удалённом режиме работа нашлась не для всех сотрудников. И сразу несколько выступающих отметили, что реакция была разной. Кто-то из «обделённых» экстренно переучился, лишь бы продолжать трудиться, а кто-то просто не готов к новым вызовам. Однако это лишь повод пересмотреть управленческие решения.

Руководитель Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета Ирина Котова отметила, что сейчас молодёжь почти не приходит работать в библиотеки. А потому надо работать с тем штатом, который есть. Необходимо подходить к каждому индивидуально: выявлять сильные и слабые стороны, делать перестановки по функционалу — возможно, не раз и не два — пока каждый не окажется на своём месте. 

По словам Светланы Тюкиной, важно учитывать эмоциональную составляющую. Когда сотрудники вернутся в учреждение после пандемии, важна поддержка и доверие. Только сплочённая команда будет готова вместе рисковать. 

Библиотека уже не будет прежней

Как уже говорилось выше, пандемия застала вузовские библиотеки в процессе перемен и ускорила трансформацию. Светлана Тюкина отметила, что в этой ситуации учреждения получили шанс быть не просто объектом, составной частью университета. Они могут стать субъектами, занять активную позицию и самостоятельно решить, что сохранить, что переделать, от чего отказаться. Впрочем, единого решения, каким должно быть библиотечное пространство и какой функционал иметь, нет. На этом сошлись все участники встречи. Здесь важен индивидуальный подход. 

«В такие переломные моменты всегда начинает цениться самостоятельность и уникальность, — подчеркнула Тюкина. — Важно сохранить уникальность при нынешнем обилии технологических решений, так как они обязательно обезличивают». Поэтому надо решать глобально, какая модель библиотеки будущего нужна вузу — не на уровне фондов и сотрудников, а с точки зрения того, какие решения принимаются и как оценивается их эффективность. А так библиотека может взять на себя любой функционал — быть центром экспертизы, медийным пространством, местом встреч и тусовок, пилотной площадкой для развития непрофильных навыков. 

Что касается цифровизации, директор Центра независимой оценки результатов обучения УрФУ Фёдор Ковалёв заявил, что она уже состоялась. Обращаемость к традиционным ресурсам падает каждый год. Теперь важно выстроить работу так, чтобы она была не для отчётов и не для галочки, а реально обеспечивала развитие образования. 

Поэтому важно уделять внимание повышению квалификации сотрудников и реализации проектов по увеличению читательского интереса. Один из способов продвинуться в этом направлении — кооперироваться с другими библиотеками и прочими учреждениями, например, с музеями. 

По словам директора научной библиотеки СПбГУ, пандемия показала: в выигрыше оказались те учреждения, которые откликались на современные инициативы и отзывались на любые проекты. Библиотека будущего — это прежде всего учреждение, готовое принимать вызовы, совершенствоваться и рисковать во имя глобальных целей. А остальное — просто достижимые цели.

 

Наталья Копылова