библиотеки в электронном веке
Академическое выгорание (иначе — учебное выгорание) — это психологическое состояние, при котором студент продолжительное время испытывает отрицательные эмоции и низкую мотивацию, связанные с обучением и исследовательскими интересами.
Выгорание развивается как стресс-реакция в ответ на напряженную учебную и коммуникативную деятельность и может привести к эмоциональному истощению.
Как отличить учебное выгорание от временной усталости, как преодолеть негативный настрой и можно ли вообще избежать этих неприятных эмоций?
Симптомы выгорания
Академическое выгорание может проявиться у студентов на любом курсе, в том числе и на первом. Поступлению в вуз предшествуют подготовка к ЕГЭ и стресс от вступительных испытаний. Всё это может повлиять на подавленное эмоциональное самочувствие уже на первом году обучения.
Симптомы академического выгорания:
К академическому выгоранию не относятся случаи кратковременной усталости, когда достаточно хорошо выспаться, отдохнуть, и хорошее самочувствие возвращается.
Причины выгорания
Эмоциональное выгорание — это следствие хронического стресса. Его вызывают разные факторы: длительное напряжение в ходе подготовки к поступлению, сложности в освоении учебного материала, плохие оценки, переезд в другой город, конфликты с преподавателями или другими студентами, моральное давление со стороны родителей, желание соответствовать их требованиям.
На удрученное эмоциональное состояние могут повлиять бытовые условия: плохое материальное оснащение учебных помещений, неудобное расписание занятий, отсутствие полноценного питания, неудовлетворительные условия проживания.
Как студенту с этим справиться
Профилактические меры против выгорания
Эмоциональное выгорание может быть спровоцировано излишним перфекционизмом, стремлением всегда всё делать идеально.
Важно придерживаться разумных сроков, трезво оценивать, какую работу к какому сроку реально выполнить в нормальном режиме и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Еще одна профилактическая мера — дозированное потребление информации в Интернете, при онлайн-общении, в соцсетях. Как отмечено в статье «Перспективные образовательные технологии и подходы» (журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2020. – № 6), «информационная перегрузка онлайн-взаимодействия может привести к стрессам, массовому выгоранию как преподавателей, так и студентов».
И конечно, во избежание выгорания важно, помимо учебы, находить время на увлечения, хобби, общение, чаще гулять на свежем воздухе, правильно питаться и высыпаться. Способность управлять эмоциональным состоянием лучше выражена у студентов, которые в свободное время занимаются музыкой, рисованием, театральным или эстрадным искусством.
Перечисленные выше меры реализуются по инициативе самого студента. Однако на мотивацию учащихся может влиять и образовательная среда. Чтобы студенты понимали перспективы своего обучения и могли планировать свою подготовку, важно организовать преемственность учебного процесса, то есть дать им четкое представление, какие дисциплины они будут изучать на последующих курсах, для формирования каких профессиональных знаний и навыков они нужны.