Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

В Минобрнауки обсудили развитие инклюзивного образования

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев провел заседание Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве. Участники встречи обсудили новые задачи проекта Ресурсного учебного методического центра (РУМЦ) на 2020–2024 годы.

 

Замминистра Дмитрий Афанасьев отметил, что начиная с 2017 года сеть РУМЦ выработала методологические и практико-ориентированные подходы, способствующие формированию комплексной системы организации обучения и сопровождения лиц с инвалидностью в вузах. В связи с этим, число людей с инвалидностью, получающих высшее образование в российских университетах, растет. Помимо этого, в рамках проекта была создана региональная система многоуровневого сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного образования, что позволило восполнить дефицит информационных, кадровых, финансовых и аппаратно–технических ресурсов и создать условия для приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью. Сегодня в сеть РУМЦ входит 21 ресурсный центр и более 490 вузов.

На встрече выступил Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ. Он отметил, что РУМЦы очень важны для сферы науки и образования, но нуждаются в модернизации: «Не все вузы готовы обеспечить качественную работу с людьми с инвалидностью. Поэтому ресурсные центры необходимо создавать на базе университетов, у которых уже есть подобный опыт работы». 

В ходе обсуждения Дмитрий Афанасьев обозначил главные цели проекта на ближайшие четыре  года. Заместитель министра предложил усовершенствовать процесс вовлечения инвалидов в получение высшего образования. Ключевыми показателями данной инициативы станут темп роста численности инвалидов, получающих высшее образование, и количество людей с ограниченными возможностями, которые учатся в старших классах, получают среднее профессиональное образование и проходят индивидуальную профориентацию силами ресурсного центра. 

«Нужно разработать программу дополнительного профессионального образования “Профориентолог”, обновить существующие программы профориентации абитуриентов, усилить информационное продвижение проекта и бренда ресурсного учебного методического центра среди потенциальных абитуриентов», – подчеркнул Дмитрий Афанасьев.

Замминистра также отметил важность развития инклюзивной среды в вузах. Показателями эффективности которой может быть мониторинг количества учебных заведений, где созданы необходимые для обучения инвалидов условия, оценка доли работников университетов, которые готовы работать с такими студентами, а также количество публикаций о мероприятиях проекта РУМЦ в СМИ и социальных сетях.

«Будем продолжать работу над адаптацией образовательных программ высшего образования, а также начнем процесс по разработке программ дополнительного образования для обновления навыков с учетом потребностей рынка труда, – заявил заместитель министра. – Кроме этого, предлагаем дать возможность представителям РУМЦ посещать вузы–партнеры с целью подготовки рекомендаций по улучшению условий для инвалидов».

Дмитрий Афанасьев добавил, что в 2021 году планируется организовать  международный форум инклюзивного образования для обсуждения актуальных вопросов развития инклюзивной культуры в вузах и технологий трудоустройства выпускников. Увеличение числа людей с ограниченными возможностями, которые оканчивают высшие учебные заведения и успешно проходят этап трудоустройства – третья стратегическая задача проекта Ресурсного учебного методического центра. Среди предложений Министерства – обучать кураторов, которые работают со студентами–инвалидами во время прохождения практики, что будет способствовать повышению шансов на трудоустройство студентов с особенностями здоровья. 

«Мы предлагаем разработать и апробировать соответствующую программу дополнительного профессионального образования, а также собирать от работодателей, трудоустроивших инвалидов, обратную связь по вопросам качества образования и предложения по его совершенствованию», – заявил Дмитрий Афанасьев. 

Также, по мнению замминистра, необходимо усилить роль РУМЦ в реализации региональных программ сопровождения инвалидов при получении профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве: «Полагаем, что благодаря наличию проектного офиса РУМЦ, этот процесс вскоре будет налажен».