Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Социологи НИУ ВШЭ исследуют образовательное поведение современных студентов

Социологи НИУ ВШЭ провели опрос студентов, чтобы составить модель современного образовательного поведения студентов российских вузов. Опрос показал, что студенты в первую очередь получают высшее образование для выхода на рынок труда.

Исследователи ЦСВО НИУ ВШЭ опросили более пяти тысяч студентов-первокурсников девяти ведущих российских вузов, чтобы изучить способы взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, а также проанализировать связи образовательного поведения и показателей успешности учащихся вузов. Респондентов спрашивали об отношении к высшему образованию, планах на обучение, ожиданиях от образовательного процесса и университетской жизни.

Инструментальные мотивы (получение специальных знаний — 59%, улучшение шансов на трудоустройство — 54%) по своей популярности превосходят другие. Таким образом, в представлениях большинства обучающихся университет выполняет «буферную» функцию между школой и рынком труда. Интересно, что на развитие универсальных навыков (критическое мышление, навыки коммуникации, аналитические навыки, которые так важны сейчас для работодателей) во время учебы в университете ориентирована только четвертая часть опрошенных студентов. Далее по популярности следуют мотивы, связанные с личностным ростом (44%), жизненным опытом (29%) и расширением кругозора (19%). Примечательно, что студенты редко рассматривают обучение в университете как возможность обретения культурного кода: мотивы, связанные с возможностью оказаться в культурной и образованной среде (15%), а также с повышением своего социального статуса (14%), являются одними из наименее популярных.

Подавляющее большинство студентов согласны с идеей о том, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей (70%). Интересный результат исследования — студенты скорее не соглашаются с тем, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Иначе говоря, высшее образование рассматривается именно в качестве возможности, которая повышает шансы на успешную профессиональную самореализацию, но не гарантирует ее и, более того, не является единственным способом ее достижения.

Что касается ожиданий от учебы в университете, то для современных первокурсников наиболее важным из них является дружба с другими студентами (87%). Затем следуют варианты, которые непосредственно связаны с учебой в университете — желание получать только хорошие и отличные оценки, а также участие в научных исследованиях и проектах. Интересно, что посещение студенческих вечеринок важно только для половины опрошенных (49%). Это позволяет предположить, что заводить новых друзей студенты планируют в ходе обучения, участия в научной работе (важно для 70%) и творческих и культурных мероприятиях (важно для 59%).

Несмотря на позитивные ожидания от учебы в университете, у первокурсников все же есть некоторые страхи. Мнение родителей по-прежнему является важным для студентов. Так, 48% первокурсников согласились с утверждением о том, что родители будут критиковать их за плохие оценки. Каждый второй студент переживает из-за того, что его могут отчислить из университета. Можно предположить, что поэтому большинство опрошенных (63%) готовы прибегнуть к нечестному поведению: если на экзамене они не будут знать ответа на вопрос, то они готовы воспользоваться шпаргалкой, чтобы не получить неудовлетворительную оценку.

«Этот проект начался с нашего с коллегами удивления, вызванного тем, что преподаватели даже крайне селективных университетов России часто жалуются на своих студентов, вчерашних круглых отличников в школе. Как же так? Мы хотим дать обстоятельный ответ на этот вопрос, исследовав образовательное поведение одних и тех же студентов на протяжении нескольких лет. Первые наблюдения показывают, что среди первокурсников доминирует трансакционная модель, в рамках которой студенты относятся к обучению как к инструментальному обмену времени и усилий на оценки и, в конечном счете, на предполагаемый успех на рынке труда. Такой прагматичный взгляд может не всегда соответствовать ожиданиям части университетских профессоров, предпочитающих ученической установке получать хорошие оценки искренний интерес к наукам», — отметил директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Иван Груздев.

Исследование провели по программе «Приоритет 2030» (реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты»).

 

Источник: Приоритет 2030