Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Синергия образования и бизнеса»: как вузы включаются в развитие экономики региона

Этап обучения в университете — взлетно-посадочная полоса для вчерашнего школьника, взмывающего ввысь. Именно в вузе формируются необходимые навыки, углубляются знания, шлифуется и выкристаллизовывается идея дальнейшего профессионального развития молодого человека. Все это возможно благодаря тесному взаимодействию учебных организаций и реальных работодателей, которые передают свои запросы к компетенциям выпускников, позволяют прогнозировать контрольные цифры приема для абитуриентов, а главное — создают условия для работы по полученной специальности.

 

О том, как налажено такое взаимодействие в бинарной системе «вуз — предприятие» и насколько целесообразно вузам включаться в развитие молодежного предпринимательства, мы поговорили с ректорами ведущих практико-ориентированных университетов: Рулевским Виктором Михайловичем, ректором Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Чукиным Михаилом Витальевичем, ректором Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова, Щикановым Алексеем Юрьевичем, ректором Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова.

Как в вузах налажена работа с выпускниками, или Все о трудоустройстве

Сегодня среди множества показателей эффективности работы вуза выделяется работа с выпускниками. Во многих университетах ведется подсчет количества трудоустроенных выпускников, а также фиксируются данные о месте работы вчерашних студентов. Такая статистика позволяет в том числе оценить эффективность обучения и востребованность преподаваемых дисциплин на рынке труда.

«К нам в Технологический университет ребята приходят целенаправленно, точно зная, кем они хотят работать после выпуска. Начиная со второго курса наши студенты проходят практику непосредственно на производстве у своих будущих работодателей, по тематике предприятий они работают над дипломными проектами. Там к ним присматриваются, и многим нашим студентам предлагают трудоустройство уже во время учёбы. Поэтому процент трудоустроенных ребят у нас очень высок», — рассказывает ректор Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова Щиканов Алексей Юрьевич.

Согласно данным внутреннего мониторинга, 100% выпускников Технологического университета находят работу в первый год после выпуска. «Многих из них, как я уже сказал, работодатели забирают к себе уже на старших курсах, — объясняет такой весомый результат Алексей Щиканов. — Поскольку предприятия фактически сами ведут ребят в профессию (специалисты предприятий читают для них лекции, проводят практику, становятся научными руководителями курсовых и дипломных проектов), то и процент трудоустроенных по специальности также высокий — более 70%».

Значительное число выпускников другого исследовательского вуза — Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники — также работают именно по специальности. «Более 50% выпускников ТУСУРа трудоустраиваются по специальности (при этом 40% от общего числа продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре), а на одного выпускника IT-направлений в среднем приходится до 10–12 вакансий», — рассказывает ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Рулевский Виктор Михайлович.

Одним из инструментов оценки востребованности вчерашних студентов на рынке труда являются различные рейтинги. В этом плане любопытны, например, результаты рейтинга SuperJob — сервиса по поиску работы, объединившего российские вузы, готовящие специалистов в IT-сфере. Среди учебных организаций, чьи выпускники получают одни из самых высоких в России зарплат при трудоустройстве в области, ТУСУР занимает в списке 15 место. «Окончившие наш вуз IT-специалисты получают среднюю зарплату в 105 тысяч рублей», — добавляет Виктор Рулевский.

Не менее показательным является и внутренний мониторинг. Так, опросы работодателей, которые проводятся вузами, позволяют выявить степень соответствия представленных в вузе направлений подготовки тем потребностям, которые есть у рынка труда уже сейчас и появятся через 4–6 лет. В МГТУ им. Г. И. Носова, во многом ориентированном на тесную взаимосвязь с предприятиями региона, такие опросы проводятся регулярно. В этом году, по словам ректора, работодатели дают высокие оценки теоретическим знаниям и средние оценки практическим умениям и навыкам выпускников. «Больше половины опрошенных работодателей отметили полное соответствие выпускников, что в целом дает высокий показатель — 91,1%», — отмечает ректор Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) им. Г. И. Носова Чукин Михаил Витальевич.

Он же добавляет: «Наши выпускники трудоустраиваются в различных областях. Об их востребованности можно судить по стартовой сумме заработной платы. Например, выпускникам института горного дела и транспорта работодатель предлагает не менее 100 тысяч рублей. Думаю, что это подтверждение того, что молодой специалист с дипломом МГТУ им. Г. И. Носова, ценится на рынке труда».

За всеми процентами, цифрами и показателями стоят люди, полученные ими знания, годы учебы и труда. Однако вопрос трудоустройства и в целом вопрос профориентации — это вопросы для многих студентов болезненные. 

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking