Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Считаю свою профессиональную жизнь счастливой»: интервью с исполняющим обязанности ректора РГППУ Валерием Дубицким

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ, г. Екатеринбург) — единственный университет в России, специализирующийся на подготовке высококвалифицированных кадров в области профессионально-педагогического образования для системы СПО. С марта 2021 года его возглавляет Дубицкий Валерий Васильевич — доктор социологических наук, кандидат химических наук, профессор.

 

В интервью Валерий Дубицкий рассказывает о своем профессиональном пути, компетентностном портрете студента университета, особенностях цифровой трансформации в сфере высшего образования, а также делится своим видением проблемных вопросов: есть ли в педагогическом вузе место для большой науки и какую роль играет в нем вузовская библиотека.

— Валерий Васильевич, как бы Вы могли в целом охарактеризовать свой профессиональный путь? Можете ли Вы назвать его предсказуемым?

— В современной университетской образовательной практике мы чаще говорим об индивидуализации образования, индивидуальной образовательной траектории. Это следствие понимания университетским сообществом того факта, что, когда молодой человек становится на путь выбора профессионального будущего, ему невероятно тяжело определиться раз и навсегда с будущей квалификацией, специальностью, профессией. Не сразу приходит понимание, что нет ничего «раз и навсегда», что образовательная траектория может быть фантастически разнообразной и что через два, три года у человека ничего не остается от прежних переживаний и иллюзий по этому поводу. Важно создание условий, при которых такая индивидуализация станет реальностью, хотя, замечу, такая возможность еще относительно редка в наших университетах.

Когда-то достаточно давно я считал мой профессиональный путь довольно необычным, в каком-то смысле даже «необычайно индивидуальным». Это при том, что учебные программы, по которым учились миллионы студентов в рамках выбранной специальности в 1980-е годы, практически ничем не отличались на Дальнем Востоке и в Центральной части страны, в Сибири и на Урале. У других коллег, как мне казалось, все было определено заранее: если учился, например, на экономическом факультете, то стал экономистом, защитил кандидатскую или докторскую и всю жизнь посвятил экономической науке или различным интересным проектам в этой сфере. А у меня…  но об этом скажу чуть позже.

Достаточно давно известно, что примерно пятая часть выпускников крупных российских университетов полностью удовлетворены выбранной специальностью или направлением подготовки, а остальные идут по проторенной дорожке и часто так или иначе сожалеют, что у них не было возможности попробовать себя на смежных образовательных программах, которые, по их мнению, спустя несколько лет могли оказаться более востребованными.

Это говорит, прежде всего, о том, что мы часто не осознаем и не можем знать наверняка точного профессионального пути в будущем. Люди склонны меняться, корректировать свой выбор, реагируя на новые вызовы и изменения в повседневной жизни.

В моем случае эти изменения происходили неоднократно и касались как области личных интересов в познании, так и профессиональной деятельности: кажется, что жизнь меня сама направляла, указывала на новые возможности, подсказывала ниши, которые стоило занять. И какие-то из них я занимал с удовольствием, а какие-то — сначала с недоверием или даже с напряжением. Но сегодня я точно могу сказать, что считаю свою профессиональную жизнь счастливой: она практически вся была связана с системой образования и жизнью университетов.

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/intervyu-s-ispolnyayushchim-obyazannosti-rektora-rgppu-valeriem-dubickim 

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking