Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Российское высшее образование больше не будет прежним»: ректоры об ИОТ

Персонализация обучения — новый вектор развития вузовской среды. Следовать ему или нет — особенно с учетом необходимости долго и порой болезненно перестраивать существующую систему обучения в вузе — каждая организация решает самостоятельно. Однако уже сейчас, несмотря на значительные затраты на реализацию индивидуализированного подхода к образованию, очевидно, что для студентов и их будущих работодателей такой подход гораздо эффективнее: он позволяет «на выходе» получать не диплом, а четко сформированный набор компетенций у специалиста.

 

Одним из основных способов добиться такого результата является внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) — специально выстроенных маршрутов обучения и путей личностной и профессиональной реализации для каждого студента. ИОТ предполагает, что студент сам определяет содержание своего обучения и получает возможность выбрать и освоить нужные ему дисциплины и направления подготовки на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.

Было бы странным предполагать, что индивидуальный подход в образовании, особенно в масштабах всей страны, может быть внедрен легко и быстро: создание условий для построения ИОТ даже в рамках одного вуза — огромная (и очень дорогостоящая) работа.

Мы поинтересовались у руководителей отечественных вузов, уже приступивших к реализации ИОТ в своей организации, как они в целом относятся к персонализации в обучении, с какими трудностями им пришлось столкнуться и каких успехов они уже достигли. Ректоры ТюмГУ, СПбПУ, ТИУ и директор СЗИУ РАНХиГС рассказывают о своем видении перспектив индивидуальных образовательных траекторий в высшем образовании и делятся опытом их реализации.

Владимир Александрович Шамахов,

директор СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук:

«Современные вузы осуществляют свою деятельность в переменчивое и очень интересное время — время технологических открытий и глобализации. Нам необходимо ему соответствовать, ведь мы работаем с одним из самых мобильных слоев населения — с молодёжью, и нам важно, чтобы система образования сегодня отвечала самым современным стандартам качества.

У студентов СЗИУ РАНХиГС есть возможность создавать индивидуальную образовательную траекторию. Студент в этом случае сам выбирает свой временной график прохождения тех или иных курсов, сам формирует график выполнения контрольных работ и заданий. Преимущество такого подхода заключается в более осознанном отношении студентов к освоению своей будущей специальности, что, в свою очередь, повышает уровень их ответственности и нацеленности на высокий результат.

Успешная практика совмещения дистанционных и традиционных форм обучения, участие в проектной деятельности института, развитие одновременно hard и soft навыков формирует у студентов Президентской академии компетенции, востребованные на рынке труда».

Вероника Васильевна Ефремова,

ректор Тюменского индустриального университета (ТИУ),

кандидат экономических наук:

«Глубокий индивидуальный подход к каждому обучающемуся является чем-то само собой разумеющимся, ведь каждый из нас уникален, не так ли? Главное, на мой взгляд, чтобы человек сам осознавал, что он готов развиваться, расширяя те области знаний, которые близки именно ему.

Индивидуализация в образовании позволяет студентам осознанно подходить к учебному процессу и самоопределению, получить нужные компетенции, выбрав направление деятельности на основе личных предпочтений и индивидуальных особенностей, а значит, позволяет обдуманно подойти к выбору будущей карьеры. Именно таких профессиональных кадров, способных адаптироваться, коммуницировать, брать на себя ответственность и достигать поставленных целей, ждут работодатели. Другое дело — государство, со своими порядками и законами… Готово ли оно принять 145 миллионов индивидуумов, способно ли оно будет управлять этой “толпой”?

В этой связи при формулировании ценности образования вуз должен ориентироваться на государственный заказ и частный спрос абитуриентов и их родителей, на крупнейших отраслевых работодателей и целевой набор. И мы в этом процессе, конечно же, учитываем интересы всех влиятельных участников.

Давайте задумаемся, какая молодёжь нужна обществу сейчас, а какая — лет через 5−10? Вряд ли вы найдёте однозначный ответ, ведь жизнь — сплошной ветер перемен, с каждым днём он несет нам новые вызовы, ставит новые задачи. И чтобы “выжить” в этой быстротечности, и не просто “выжить”, а чего-то добиться, мы должны свободно ориентироваться в условиях этой неопределенности, уметь критически и инновационно мыслить, предлагать эффективные решения проблем, и, конечно же, быть способными к непрерывному саморазвитию в течение всей жизни. И здесь приходит на помощь индивидуализация в образовании. Применение этой современной технологии позволяет студентам максимально реализовать личностный потенциал и сформировать портфель профессиональных компетенций. Мы уже не раз говорили о том, что занимаемся подготовкой “инженера будущего”. В нашем понимании, это и есть специалист, обладающий вышеперечисленными компетенциями, которые позволят ему вписаться в “новый” мир.

В Тюменском индустриальном университете обучение в формате ИОТ начали в 2019 году в Институте транспорта, а годом позднее его стала реализовывать Высшая инженерная школа. В новом учебном году к обучению в этом формате приступят студенты инженерных направлений еще двух учебных подразделений вуза — Института промышленных технологий и инжиниринга и Института сервиса и отраслевого управления.

Две основные сложности, с которыми мы столкнулись: формирование образовательной траектории и составление расписания. Студенту важно не ошибиться с выбором треков, а нам — организовать сам процесс, избежать пересечения занятий, ведь расписание составляется не на группу, а для каждого студента индивидуально. Помогает в этом команда тьюторов ИОТ. Для университета это новая институция, в которой происходит сопровождение индивидуальной траектории обучения. Замечу, что тьютор не советует, на какой курс пойти, а через диагностику уровня освоения компетенций раскрывает все пути для обучающегося. Выбор траектории — это всё-таки прерогатива студента!»

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/ 

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking