Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Проекты ФГОС создают основу для бюрократического усложнения

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко направили в Министерство образования и науки РФ собственное заключение по итогам анализа новой версии федеральных государственных образовательных стандартов для начального и среднего общего образования.

 

 

Как пишет «Учительская газета», в нем даны "комментарии нормативного, концептуального и методологического характера" к проектам ФГОС, которые уже вторую неделю вызывают самые острые дискуссии в профессиональном сообществе.

Авторы заключения отмечают, что «новые версии стандартов, по сравнению с предыдущей версией, стали подробнее и объемнее в несколько раз (достигая почти 500 страниц для основного общего и почти 250 для начального общего образования). При этом как важный регулятивный документ сохраняются примерные образовательные программы, а также концепции преподавания отдельных предметов. Назначение этих разных документов с похожим содержанием непонятно». 

На их взгляд, «все это создает основу для бюрократического усложнения работы учителей".

«Это серьезный шаг назад в ориентации нашей школы на такие метапредметные компетенции, как самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, а также более конкретные умения – самостоятельное планирование собственной учебной деятельности, работа с информацией в разных формах, умение оценивать полученный результат/продукт. Снижение внимания к достижению метапредметных результатов особенно опасно в ситуации, когда работодатели отмечают недостаток именно этих навыков как важнейшую проблему современного рынка труда в России, а страны-конкуренты делают достижение этого результата приоритетом в своих образовательных реформах", - говорится в заключение ректоров.

"В целом историческое содержание проекта стандарта больше напоминает справочник, при недостатке системообразующих идей… предложенная трансформация стандартов не позволяет выполнить поручения Президента, направленные на актуализацию содержания образования", - убеждены авторы документа.