Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Ничего лучше модели вуза, где образование опирается на науку, пока не придумано»

На чем основан феномен НГУ и могут ли сегодня университеты повторить его стремительный взлет — интервью с ректором Новосибирского национального исследовательского государственного университета Михаилом Федоруком

 

Новосибирский государственный университет вот уже 60 лет является мощнейшим образовательным и научным центром страны и одним из сильнейших в России брендов в области образования и науки. Про вуз в сибирском Академгородке знают даже те, кто не имеет к нему никакого отношения.

«Университет нового типа»

— НГУ строился как университет нового типа и представлял собой беспрецедентное явление в советском образовании. При этом вуз ещё вполне можно отнести к относительно молодым университетам. Что же позволило ему так быстро и мощно «выстрелить», буквально сразу обрести положение уникального вуза? Что в нем было принципиально нового для того времени?

— Накануне открытия НГУ в 1959 году в газете «Правда» вышла статья, которая так и называлась: «Университет нового типа». В те годы подобных вузов в нашей стране действительно не было, хотя мы были основаны по модели Московского Физтеха.

Я вольно процитирую воспоминания основателя Сибирского отделения РАН и Новосибирского Академгородка Михаила Алексеевича Лаврентьева о том, что в Новосибирске представилась уникальная возможность создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой.

С самого начала университет тесно взаимодействовал с научными организациями Академгородка, где он и был основан, и уже к середине 1960-х годов сформировался как научный образовательный центр.

Кадровый состав преподавателей составляли люди, которых не было в штате университета, они работали в институтах Академии наук СССР (сейчас это институты Сибирского отделения РАН). Все главные фундаментальные научные дисциплины нового вуза обеспечили крупными учеными-преподавателями практически по всем направлениям наук: математике, геологии, физике, химии, биологии.

При этом НГУ создавался как классический университет, где, помимо точных и естественных наук, есть экономический и гуманитарный блоки.

По задумке основателей, университет должен был быть тесно связан с народным хозяйством, или, как говорят в сегодняшних реалиях, с индустрией.

Предложенная система получила в дальнейшем название «треугольник Лаврентьева». Все научно-образовательные проекты современной России по-прежнему держатся на этом «треугольнике»: наука, образование, индустрия.

Вот эти принципы, на мой взгляд, и стали залогом успеха НГУ, его большой популярности и такого стремительного взлета, и, как я считаю, мы не должны от них отступать. Без образования через генерацию новых знаний не будет ни настоящего исследовательского университета, ни фундаментального образования.

— Можно ли ко всем тем составляющим успеха университета, которые Вы назвали, отнести еще и свободу, которой обладали пришедшие туда ученые? Ведь это были люди не из преподавательской, а из академической среды, привыкшие к большему свободомыслию, которое в те времена было привилегией ученых.

— Так оно и было. Работа в Академгородке была уделом молодых, свободно мыслящих людей.

Как мы знаем из истории создания Сибирского отделения Академии наук, Лаврентьев долго колебался, где основать его столицу, и в качестве варианта, помимо Новосибирска, рассматривал Иркутск и Томск. К тому времени в Томске существовало уже два императорских университета (основанные до революции — прим. ред.). В Иркутске с 1918 года тоже был университет.

В итоге Лаврентьев остановился на Новосибирске: тогда было важно построить новый университет с чистого листа, по типу современных гринфилдов, где по новым принципам будут готовить кадры для фундаментальной науки.

Главный принцип состоял в том, что исследователя может научить только исследователь. Ученые, которые развивали науку на мировом фронтире, приходили в университет и передавали свои знания студентам. Начиная с пятого семестра, то есть уже после второго курса, обучающиеся активно работали в научных коллективах.

Может быть, те ученые не всегда владели всеми педагогическими навыками вузовских преподавателей, но зато они занимались исследованиями, а это очень важно для становления будущих ученых.

 

Читатйте интервью полностью на портале Ректор Говорит