Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

«Наука должна быть интегрирована в образовательный процесс»: интервью с ректором СПбПУ Андреем Рудским

На протяжении своей 122-летней истории Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ, Политехнический университет) остается одним из сильнейших инженерных вузов страны.В чем же феномен столь значительного развития его научных школ, которое подпитывается достижениями в научной, образовательной и инновационной деятельности университета?

 

Об этом мы поговорили с ректором СПбПУ Андреем Ивановичем Рудским. В интервью доктор технических наук, профессор, академик РАН Андрей Рудской рассказывает, трудно ли учиться в Политехе, какую роль играют рейтинги вузов в развитии всей системы высшего образования, зачем создаются зеркальные инжиниринговые центры и какое направление в области цифровых технологий выбрал для себя университет.

— Андрей Иванович, вы уже более десяти лет возглавляете Политех. Какой он — университет сегодня?

— Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — это центр новых передовых образовательных программ, центр научно-технологического развития. Можно сказать, что мы находимся на своеобразном технологическом фронтире — осуществляем подготовку квалифицированных кадров, инженеров XXI века.

За последние годы влияние Политеха действительно усилилось. В 2013 году вуз участвовал в программе национальных исследовательских университетов и получил этот статус. Но мы его не включаем в название. Почему? Мы решили для себя, что есть вузы, чьи наименования устойчивы, неизменны столетиями, и добавлять какие-то «приставки» к ним совершенно не нужно. Так и с нами: «Политехнический университет Петра Великого» — и точка. Имя Петра Великого здесь тоже символично: мы выступаем продолжателями великих свершений Петра как инженера и руководителя экономического развития страны. Я уже не говорю о том, что среди наших выпускников много успешных людей и первоклассных инженеров.

Кроме того, за последние двадцать лет вуз принял участие и победил во всех федеральных программах, которые были объявлены. Мы были в ведущей группе «Проекта 5-100», а в недавно объявленном «Приоритете 2030» мы получили и базовую, и специальную части гранта, причем по направлению «Исследовательское лидерство» — можно сказать, попали в высшую лигу в этом конкурсе. Безусловно, все это значимые достижения нашего университета. 

У нас серьёзный инженерные разработки, научные центры и мы единственный инженерный университет (!), который занял столь высокую позицию в этом конкурсе. Это солидное финансирование, но и сопутствующие обязательства.

— Правда ли, что в Политехе необычайно тяжело учиться?

— Безусловно, это так. У студентов очень насыщенное расписание, напряженный график, все трудятся с утра до вечера. Но зато нам не стыдно за уровень их подготовки. Наших выпускников ценят и здесь, в России, и за рубежом: в Германии, Великобритании, США. В той же Кремниевой долине — масса наших выпускников.

— Когда столь подготовленные специалисты уезжают из страны, разве это не грустно?

— Конечно, немножко грустно. Но в современном мире наука должна быть интегрирована в образовательный процесс, и обе отрасли должны быть вне политики. Ученые должны иметь возможность работать на мировой научно-образовательной площадке. В этом мы тоже видим свою миссию. 

— Какой он — абитуриент, который приходит в вуз, чтобы потом стать высококлассным инженером?

— Вы знаете, все очень индивидуально… Я имею в виду абитуриентов, приходящих в вуз после сдачи ЕГЭ. Это действительно талантливые люди, но не все их способности раскрываются на этапе среднего образования. Министерство просвещения России делает большие, смелые шаги в направлении улучшения ситуации по общеобразовательным программам в школах. В ближайшем будущем могут ввести единые учебники, и я знаю, что Сергей Сергеевич Кравцов, министр просвещения, обещал не вводить ЕГЭ как основополагающий для поступления в вуз экзамен. Ведь ограничение и концентрация только на узком круге дисциплин по сути выхолащивает знания в других областях — и это проблема образования, с которой приходится справляться, потому что все больше ощущается потребность в системных знаниях, в системном, комплексном мышлении человека. 

— Что делается в Политехе для формирования того самого системного мышления?

— Много чего! В первую очередь это актуальное сегодня базовое образование, на основе которого уже в дальнейшем формируется инженер той или иной специальности или того или иного направления подготовки. Кроме того, мы параллельно образовываем наших ребятишек и в области культурологии: вы сами знаете Белый зал СПбПУ, который уже является практически визитной карточкой для всего Санкт-Петербурга. Это единственный концертный зал открытого типа, где сам вуз выступает в роли провайдера культуры. Мы проводим культурологические семестры для первого курса — там как раз учим студентов пониманию музыки и стихов, всего того, что они не изучали в школе. Ну и русский язык, математика дополнительно.

А еще уже второй, даже третий год в программу подготовки студентов дополнительно включаем цифровую грамотность. Сейчас необходимым современным инструментарием должны владеть и инженеры, и гуманитарии. 

— Политех занимает высокие позиции в самых разных рейтингах. А как вы сами относитесь к рейтингованию? Полезно ли оно вузам?

— Я не буду давать определение самому термину «рейтинг», мы все его знаем, но по сути любой рейтинг сейчас — это коммерческая история. Все рейтинговые агентства — это агентства частные, они на этом и зарабатывают.

Правда, стоит отметить, что в некотором роде рейтинг — это и такая «площадка для смотрин». И тогда даже хочется сказать спасибо этим частным фирмам, которые занимаются составление рейтингов. Все эти рейтинги ведь очень отличаются друг от друга, их результаты могут даже противоречить друг другу. С чем-то можно соглашаться, с чем-то не соглашаться, но в целом они дают университетам возможность оценить себя со стороны, оценить свой вес в мировом сообществе и в России. 

Что отрадно, Политех за последние годы по всем крупным рейтингам имеет положительную динамику. Так, осенью были опубликованы результаты институционального, то есть общего, рейтинга Times Higher Education (THE World University Rankings 2022), в котором Политех оказался третьим среди российских вузов и занял 301–350 место среди университетов мира. Всего в рейтинг вошли 1662 университета, 60 из которых российские. На мой взгляд, это очень даже прилично!

Политехнический университет также вошел в топ-10 лучших университетов России по версии Forbes и в перечень лучших вузов по версии Интерфакса (XII ежегодный Национальный рейтинг университетов (НРУ) за 2021 год — прим. ред.). Это все очень здорово, но, конечно, сами по себе рейтинги и высокие позиции — это не самоцель.

— Наверное, все эти рейтинги особенно производят впечатление на родителей абитуриентов?

Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/ 

Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking