библиотеки в электронном веке
«Мы производим не единичный выставочный экспонат, а транслируемые модели и опыт…» Интервью с Виталием Зораховичем Кантором, директором ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, директором Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена.
Виталий Зорахович, актуальный и базовый вопрос в связи с внедрением инклюзии в высшую школу России сегодня: ресурсные учебно-методические центры — что это такое? Какова предыстория?
Мы сталкиваемся с определенным парадоксом. Если говорить об образовательной интеграции инвалидов в России в целом, включая советский этап ее истории, то фактически реальный и многообразный опыт такого рода накапливался как раз в высшей школе. Именно туда из специальных школ-интернатов «прорывались» их выпускники, именно там они впервые в своем опыте оказывались на открытой образовательной площадке. Но сейчас, когда наша страна всерьёз и на государственном уровне, и на уровне общественных организаций инвалидов заговорила об инклюзивном образовании, высшая школа, как это ни парадоксально, оказалась если не в наименьшей, то в явно недостаточной степени готова к этой реальности. Средняя школа, в свою очередь, перестроилась гораздо быстрее, чем вуз.
Кроме того, — и это усугубляет ситуацию — очевиден определенный разрыв между школьным и высшим образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья, что, собственно, и побудило Министерство образования и науки к продвижению идеи создания сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). Все понимают, что в жизни не все выпускники школ идут в вузы. Это не такое массовое явление. Но если смотреть на соотношение количества выпускников обычных школ, поступающих в вузы, и выпускников из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, идущих в высшую школу, то оно, увы, не в пользу инвалидов: удельный вес тех, кто после школ идет в вузы, среди инвалидов гораздо меньше, чем среди не-инвалидов. Сказывается, конечно, совокупность факторов, и нельзя всё списывать только на некую административную нерадивость, институциональную неготовность и т. п., здесь, повторю, масса факторов, но тем не менее упущенная когорта ребят-инвалидов, которые, заканчивая школу, не поступают в вузы — статистически зафиксированный факт, и он закономерно вызывает серьезную озабоченность Министерства.
В 2016 году, отвечая на этот вызов времени, министерство создало на базе вузов три пилотные площадки, которые были названы ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они были сосредоточены в Москве, но опыт их деятельности оказался достаточным, чтобы пойти дальше и сеть РУМЦ расширить. Приказом министра образования и науки в октябре 2017 года перечень вузов, на базе которых создаются РУМЦ, был расширен — к нему добавлены еще тринадцать площадок. Формирование сети происходило в рамках конкурсного отбора, вузы предоставляли свои заявки и проекты, свое видение того, как центры должны функционировать. Помимо качества заявки, исходя из логики образовательной политики, учитывался и, так сказать, геополитический фактор — по замыслу сеть РУМЦ должна была охватывать всю территорию Российской Федерации. Так и получилось — она простирается, если брать крайние точки на востоке и на западе, от Хабаровска до Петербурга.
Шестнадцать ресурсных учебно-методических центров должны своей сетью охватить всё образовательное пространство высшей школы России. При этом каждый из РУМЦ призван окружить себя сетью вузов-партнеров на закреплённой территории. Прописан пороговый показатель: таких вузов-партнеров должно быть не менее десяти. Тем самым, создана двойная сеть, а каждый из РУМЦ оказывается руководителем сети вузов, которые он курирует, и таким образом продвигает инклюзию благодаря накопленному опыту и методическими наработками.
Какова основная миссия сети РУМЦ?
Модель РУМЦ лежит в основе масштабного проекта, нацеленного на повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Деятельность РУМЦ призвана связать воедино разные этапы образовательной карьеры, если эту задачу рассматривать в измерении одного конкретного человека с ОВЗ или инвалидностью. То есть идея в том, чтобы через профориентационную работу связать школу с вузом, обеспечивая преемственность между ними, а потом, проводя соответствующую работу и с самим уже студентом с ОВЗ, и его потенциальными работодателями, связать вуз с теми площадками, которые станут базой трудоустройства этого выпускника. Назрела необходимость выстроить некую вертикаль: школа и профориентационная работа в ней — успешное инклюзивное обучение в вузе (обучение, которое успешно в том числе потому, что создаётся должное методическое обеспечение усилиями РУМЦ) — выход на открытый рынок труда через сопровождение трудоустройства — постдипломная поддержка инвалида на месте работы.
В этом и состоит сверхзадача РУМЦ.
РГПУ им. А. И. Герцена стал одной из 16 федеральных учебно-методических площадок по инклюзии.
Да, Северо-Западный округ курируют два ресурсных учебно-методических центра — РУМЦ, который создан на базе Герценовского университета и за которым закреплены Санкт-Петербург и Ленинградская область, и РУМЦ Череповецкого государственного университета, на который «замкнуты» остальные субъекты федерации, относящиеся в Северо-Западному округу. Логика абсолютно понятна: Петербург и область по концентрации вузов, расположенных на данной территории, и, тем более, по количеству обучающихся в них студентов перекрывают соответствующие суммарные показатели по всем другим регионам, входящим в округ.
Таким образом, РУМЦ, созданный на базе Герценовского университета, выполняет государственное задание, функционируя в формате, который может быть назван дважды сетевым: с одной стороны, наш РУМЦ является звеном общероссийской сети таких центров, а с другой — координатором сетевого взаимодействия вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере инклюзивного высшего образования. И сегодня эта региональная сеть — а мы ранее говорили о пороговых показателях, установленных госзаданием, — охватывает уже 11 государственных и негосударственных вузов, среди которых Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, ЛГУ им. А. С. Пушкина, Международный банковский институт, Русская христианская гуманитарная академия, Национальный открытый институт и др.
И главное здесь то, что мы стараемся производить не единичный выставочный экспонат, а транслируемые модели и опыт.
В РГПУ им. А. И. Герцена функционирует одна из ведущих российских школ дефектологического образования, а важнейшая функция РУМЦев — фронтальное повышение квалификации работников вузов. Как у вас организованы курсы?
Госзаданием нам вменено в обязанность обучить не менее 200 сотрудников вузов. Курсы повышения квалификации мы провели в декабре 2017 года, обучив свыше 240 человек. Слушателями курсов стали не только преподавали, но и вузовские работники других категорий, причем представлены были вузы как технического и экономического, так и гуманитарного профиля. На курсах, посвящённых психолого-педагогическому обеспечению инклюзивного вузовского образования, давались базовые знания в области дефектологии и рассматривались вопросы нормативно-правового обеспечения образования инвалидов, в том числе высшего, а также раскрывались методические аспекты обучения студентов с глубокими нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Конечно, речь идет лишь об азах, но и это чрезвычайно важно для начала движения в направлении подлинной инклюзии в высшей школе. Поэтому мы надеемся, что работа по повышению квалификации сотрудников вузов продолжится в 2018 году.
В Герценовском университете традиционно учится большое количество инвалидов, опыт колоссальный.
Да, и мы готовы его транслировать.
В 2017 году по линии РУМЦ нами разработаны 3 учебно-методических комплекса — УМК, как говорят в нашей профессиональной среде.
Первый — «Современные проблемы образования и науки» — ориентирован на студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, причем важно то, что дисциплины соответствующей тематики изучаются практически во всех вузах гуманитарного профиля, а значит, этот учебно-методический комплекс, хочется верить, будет востребован многими вузами, осуществляющими инклюзивное обучение инвалидов-опорников.
Второй УМК — по физической культуре. Физкультура — обязательная дисциплина для всех направлений и профилей вузовской подготовки. Понятно, что студенты-инвалиды должны осваивать ее в формате адаптивной физкультуры. Вот мы и предложили УМК, который позволит организовывать занятия по этой дисциплине именно в таком формате. И тогда студенты-инвалиды смогут получать зачет по физкультуре не по рефератам, как в большинстве случаев происходит сейчас, а по результатам реальной физкультурной деятельности, в чем они, кстати, очень заинтересованы.
Третий УМК разработан по дисциплине, которая может быть отнесена к категории дисциплин по выбору и которая, по нашему мнению, чрезвычайно важна как адаптационная для студентов-инвалидов. Речь идет об УМК «Финансовая независимость студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Изучить этот курс мы предлагаем студентам с нарушением слуха и с нарушением зрения. Логика проста: студент-инвалид должен представлять себе систему взаимоотношений с финансовыми институтами, ориентироваться в вопросах кредитования, в том числе образовательного, и т. д. Поэтому, на наш взгляд, этот курс может и должен читаться во всех вузах, где обучаются студенты с инвалидностью по зрению и по слуху, ведь финансовая грамотность — залог независимости инвалидов.
Если говорить об учебно-методическом обеспечении, продвигаемом РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена, то какие апробированные технологии вы внедряете?
Мы описали специальные образовательные технологии, которые рекомендуем использовать при обучении студентов-инвалидов. Например, «Тактильное портфолио» для незрячих студентов, точнее, для того, чтобы преподаватели могли его использовать при работе с незрячими студентами. Другая технология — виртуальная практика для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые осваивают образовательный профиль, скажем, в области менеджмента, но не могут в силу ограничения мобильности выйти на практику в реальный банк или какую-то другую финансовую организацию. Так вот эта технология предусматривает создание виртуальной фирмы, т. е. моделирование в виртуальной среде необходимой структуры, и в итоге студент выполняет весь объем заданий по практике в виртуальном пространстве. В принципе, подобные технологии могут быть использованы для организации практики не только менеджеров, но и как модель перенесены на любой другой предмет.
Кроме того, мы подготовили учебно-методическое пособие, которое посвящено вопросам социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного вузовского образования инвалидов.
Удаётся ли продвигать успешные инклюзивные практики Герценовского университета, например концепцию студенческого волонтёрского движения?
Волонтерская деятельность — тоже одна из «зон ответственности» нашего РУМЦ, тем более что у нас есть наработки в этом плане, которые мы стараемся распространять.
Для этого мы проводим вебинары.
Как раз совсем недавно прошли вебинары, посвященные волонтерскому движению, в частности, по сопровождению абитуриентов- инвалидов в период вступительной кампании, а также волонтерским проектам в области библиотечно-информационной поддержки студентов с инвалидностью.
Мы не только освещаем специфические трудности, испытываемые такими студентами в процессе инклюзивного обучения в вузе, мы даём чёткую информацию о социально-реабилитационной поддержке, о техническом обеспечении, необходимом с учетом их особых образовательных потребностей.
В этом мы опираемся, в частности, на успешный опыт взаимодействия Герценовского университета с ЭБС «Лань», когда с участием незрячих студентов-волонтеров были апробированы мобильные приложения, позволяющие студентам-инвалидам по зрению эффективно работать с ресурсами, размещенными на данной платформе. Также у нас прошёл вебинар по формированию адаптированных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом возможности использования незрячими студентами специальных тифлотехнических средств.
Наконец, мы провели интересный вебинар, где в качестве главных действующих лиц выступили незрячие работники интеллектуального труда — люди, имеющие успешный опыт и инклюзивного вузовского обучения, и инклюзивной трудовой деятельности. Этот их опыт — уникальный ресурс развития инклюзивного образования.
Каковы перспективы в плане выбора профессий у инвалидов и лиц с ОВЗ, если исходить из опыта вашего вуза?
По линии РУМЦ мы ведем мониторинг рынка труда, соотнося его потребности с профессиональными потребностями студентов с ОВЗ. Составляем атлас доступных для инвалидов профессий. Например, для незрячих это профессии тифлопедагога, вокалиста, работающего с концертмейстером, для инвалидов по слуху — профессия сурдопедагога.
Включаем мы в атлас и профессии психолога-дефектолога, тренера по адаптивному спорту и, скажем, финансового аналитика. Что касается последнего, то при наличии экономического образования человек может трудиться на дому — работать с документами, исследовать рынки и т. п. Это вполне возможно без каждодневного посещения офиса.
Иными словами, задача РУМЦ здесь — очертить тот круг профессий, которые могут быть доступны для инвалидов и «под которые» есть смысл готовить прием в вуз. Наша позиция по отношению к инвалидам и лицам с ОВЗ очевидна — надо, как это говорят, дать им удочку, а не рыбку, поскольку только так их можно подготовить к реальной интеграции в общество.
С другой стороны, мы отчасти берём на себя и функцию подготовки работодателей к приему таких сотрудников, проводя для этого специальные интерактивные мероприятия.
Так, на одно из подобных мероприятий были приглашены работодатели, представители служб занятости, сотрудники учреждений Комитета по содействию развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, социальные предприниматели — цель здесь состояла в том, чтобы рассказать им, каков в действительности профессиональный потенциал инвалидов с высшим образованием и каковы условия его успешной реализации.
Следующим шагом стала уже организация встречи работодателей и представителей служб занятости непосредственно со студентами-инвалидами из Герценовского университета и из вузов, являющихся его партнерами по линии РУМЦ. В ходе живого диалога студенты выясняли пути и условия потенциального трудоустройства, а работодатели характеризовали комплекс реализуемых программ помощи в трудоустройстве. Стало очевидно, что сдвиги в общественном сознании происходят, а отношение работодателей к инвалидам и лицам с ОВЗ пусть и постепенно, но меняется в лучшую сторону.
Какие, по-вашему, существуют общие заблуждения по части инклюзивного образования в вузе? Есть ли опасность преобладания формального отношения к инклюзии?
Самое главное — не дискредитировать идею инклюзии ее неумелым воплощением.
Понятно, что совместное пребывание в вузе студента-инвалида и студента-не-инвалида — это отнюдь не инклюзия. Здесь крайне важно не впадать в заблуждение и не принимать за инклюзию просто тот факт, что инвалид поступил в «обычный» вуз и номинально посещает занятия, так сказать, в общем потоке. Подобный подход к инклюзии — путь в никуда.
Для реальной инклюзии необходима адаптированная образовательная среда, в создании которой должны быть задействованы все стороны — студент-инвалид, который своими специфическими социальными и образовательными потребностями «задает» направления этой адаптации, вуз, который, откликаясь на эти потребности, создаёт условия для их удовлетворения, и, наконец, остальные студенты, которые выступают и как естественное социально-психологическое окружение, и как своего рода модераторы, и как помощники.
Инклюзия — это готовность вуза принять студента-инвалида как равного. А студент-инвалид должен вести себя как равный, точнее, быть равным, не пытаясь занять иждивенческую или спекулятивную позицию.
Процедурная же сторона вопроса такова: инвалид, когда он поступает в вуз, вправе написать (но, кстати, может и не писать) заявление о том, что просит обучать его по адаптированной образовательной программе. Вуз, в свою очередь, обязан создать ему все соответствующие условия, совокупность которых и обеспечивает наличие той самой адаптированной среды вуза. По сути, реализацию именно этой модели и призван сопровождать РУМЦ.
А как будет оцениваться степень доступности адаптированной образовательной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ?
В задачу РУМЦ входит мониторинг условий доступности инклюзивного образования в тех вузах, которые являются нашими партнёрами. В свою очередь, эффективность деятельности конкретного РУМЦ будет оцениваться по тем сдвигам, которые в этом плане произошли в вузах на закреплённой территории. На данный момент зафиксирован некий исходный уровень, а в следующие годы о продуктивности работы нашего РУМЦ будут судить по тому, насколько изменится ситуация в вузах-партнёрах.
Ваши пожелания к вузам-партнерам?
Важно, чтобы сохранялась и укреплялась та мотивация, которая сейчас побудила вузы к взаимодействию с нами по линии РУМЦ — речь о том, чтобы это было и дальше сотрудничество по «идейным», а не по конъюнктурным соображениям. Только тогда транслируемый РУМЦ опыт инклюзии будет воспринят реально и по существу.
И, конечно же, пусть круг вузов-партнеров расширяется, ведь если мы хотим построить инклюзивное общество, т. е. общество, основанное в том числе на уважении к различиям, то иного пути, кроме построения системы инклюзивного образования, нет.
К слову, создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ — шаг именно по этому пути.