Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры исследователя

На примере библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств.

В рубрике «Зарубежный опыт» представляем вашему вниманию цитаты из материала заведующей библиотекой Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск) Приходько Е. М. о практическом опыте библиотеки в формировании информационной культуры молодых исследователей, проведении учебных курсов по работе с научной информацией, а также о том, как библиотеке внести вклад в качество и результативность научной деятельности университета.

О рисках и угрозах для научного контента на фоне цифровизации

«Нынешняя цифровая реальность, с одной стороны, существенно расширила возможности исследователя, предоставляя доступ к огромным массивам информации, открывая почти неограниченные возможности для научных коммуникаций, предлагая широкий выбор ресурсов, инструментов, сервисов. С другой стороны, возникает целый ряд рисков и угроз, порождаемых цифровизацией.

Так, отсутствие теоретического и практического опыта работы в цифровой среде может привести к ошибкам при расстановке приоритетов при стратегическом планировании научной деятельности.

Угроза кибератак, цифрового мошенничества и пиратства, недобросовестного пользования цифровыми услугами, вредоносного контента могут привести к утрате научного приоритета, искажению научных данных. Возникает угроза вытеснения с рынка труда ученых, которым не хватает цифровых компетенций. В данных условиях особенно большое значение приобретает информационная культура исследователя».

О формировании информационной культуры силами вузовских библиотек

«… С развитием информационных (цифровых) технологий в практику работы университетских библиотек помимо традиционного сопровождения образовательного процесса и научных исследований вошли такие направления, как создание собственного цифрового контента, содействие публикационной активности, проектная деятельность и другие. 

Закономерно в своей деятельности библиотеки все больше внимания уделяют формированию цифровых компетенций пользователей. 

<...> Значительное внимание уделяется таким аспектам информационной культуры, как цифровая грамотность и медиаграмотность, в т. ч. формирование навыков поискового поведения, критического анализа информации, выявление фейковой информации и дезинформации.

В настоящее время в большинстве учреждений высшего образования Республики Беларусь занятия, направленные на формирование навыков поиска, хранения, аналитико-синтетической переработки информации, ведут работники библиотек. Такие занятия могут проходить в виде специальных и факультативных курсов («Основы информационной культуры», «Основы библиотечно-библиографических знаний и информационного поиска» и др.) или в виде практических занятий по учебным дисциплинам («Введение в специальность», «Основы информационной культуры личности» и др.). Кроме того, в рамках комплексных информационных мероприятий (День студента, День дипломника, День кафедры и т. п.) проводятся практические занятия, семинары, групповые тренинги, ориентированные на определенные категории пользователей. Объем учебных программ специальных или факультативных курсов варьируется от 1 до 6 академических часов. 

С конца 1990-х годов занятия библиотеки проводятся в рамках сопровождения контролируемой самостоятельной работы студентов. Это занятия, ориентированные на формирование навыков работы с информационными ресурсами библиотеки и лицензионными ресурсами, доступ к которым приобретен университетом, а также занятия по составлению библиографического описания и оформлению списков использованных источников. 

В разное время на протяжение года проводилось от 14 до 26 занятий (18–40 академических часов) для первокурсников при количестве студентов в группах от 15 до 28 человек. Для студентов старших курсов занятия проводились в рамках мероприятий ежегодной Недели дипломника (2–4 занятия). Для других категорий пользователей (магистранты, аспиранты, преподаватели) проводились индивидуальные консультации или групповые занятия по заявкам кафедр (1–2 в год)».

Работа со старшекурсниками, магистрантами и аспирантами 

«Если студенты 1 курсов ориентированы прежде всего на освоение тех навыков информационной грамотности, которые помогут им в образовательной деятельности, то студенты старших курсов активно включаются в научный процесс. Многие из них в дальнейшем планируют поступление в магистратуру и аспирантуру. В связи с этим необходимой и значимой становится системная работа библиотеки учреждения высшего образования по формированию информационной культуры исследователей как одной из составляющих общей культуры специалиста, которая представляет собой совокупность информационного мировоззрения, этических принципов и системы знаний и умений, обеспечивающих его самостоятельную информационную деятельность и научную продуктивность.

… [библиотекой] был проведен сравнительный анализ учебно-программной документации по дисциплинам, непосредственно ориентированным на формирование информационной культуры обучающихся, устный опрос преподавателей, аспирантов и магистрантов университета.

Анализ … документации показал, что отдельная дисциплина «Информационная культура личности» преподается студентам 1 ступени высшего образования, в то время как у магистрантов подобной дисциплины нет. Разработанные для магистрантов учебные курсы нацелены на развитие конкретных навыков работы с научной информацией. Так, в рамках дисциплины «Методика подготовки научных работ» изучаются сущность и специфика научной коммуникации и научных текстов, правила академического письма, особенности публичного представления научных текстов.

При этом не изучаются либо изучаются в минимальном объеме, например, цифровые инструменты и сервисы для управления научным проектом, подготовки рукописи к публикации, продвижения результатов исследования и т. д.

По итогам проведенного анализа был разработан цикл занятий по повышению информационной культуры молодых исследователей. Аспирантам и магистрантам университета были предложены занятия по следующим темам:

… Разработанный библиотекой БГУКИ системный подход к формированию информационной культуры исследователей, на наш взгляд, позволяет ей стать более активным участником образовательного процесса и внести свой вклад в качество и результативность научной деятельности университета».

 

Источник цитирования: Приходько, Е. М. Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры исследователя : (на примере библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств) / Е. М. Приходько // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : сборник докладов двадцать седьмой Международной конференции и выставки LIBCOM-2023 (г. Суздаль, 19–24 ноября 2023 г.) / Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — Москва, 2024. — С. 61–66.