библиотеки в электронном веке
В системе подготовки аспирантов сохраняется немало проблемных вопросов: от этапа поступления до работы с выпускниками, защитившими диссертацию. Повлияет ли на нынешнее положение дел выход из Болонской системы и какие пути преодоления проблем российской аспирантуры предлагают эксперты?
Какой будет новая система образования при отказе от Болонской системы — пока неясно. Между тем, вопрос ее дальнейшего устройства касается не только бакалавриата и магистратуры, но и аспирантуры.
После присоединения нашей страны к Болонскому процессу унификации образовательных систем одно время, в середине нулевых, возникали вопросы о возможном переходе от двухступенчатой системы «кандидат наук — доктор наук» к одноступенчатой, по западному образцу. Напомним, что во многих европейских странах, в США и Канаде самая высокая академическая степень в системе высшего образования — это доктор философии, Ph.D, российским эквивалентом которого считается звание кандидата наук.
В условиях выхода из Болонской системы переход к этой модели уже не актуален. Тем более, что и без этого состояние российской аспирантуры в академической среде зачастую оценивается как кризисное. В чем основные проблемы системы подготовки аспирантов и какие предлагаются пути их решения — об этом наш материал.
Аспирантура: мировой опыт
В 2020 году доля защит кандидатских диссертаций в России достигла минимального значения — 8,9%. Это считается низким показателем результативности аспирантуры и свидетельствует о наличии системных проблем.
Для сравнения: количество ежегодно подготавливаемых докторов (Ph.D) в Европе за последние 10 лет выросло на 56%. Из них в среднем 60% закрепляются в академическом секторе. В Турции, Португалии и Польше 80% выпускников PhD-программ становятся учеными и преподавателями.
В США число специалистов, получивших докторскую степень, за 2000-е годы увеличилось на четверть, 46% докторантов получают должности в университетах.
Такие результаты во многом обусловлены активным участием в развитии PhD-программ со стороны государственных структур, профессиональных сообществ, университетов и экспертов, разносторонней деятельностью по привлечению лучших студентов со всего мира, а также ростом грантовой поддержки исследований докторантов.
В России нынешняя модель подготовки аспирантов была реформирована несколько лет назад и неоднократно подвергалась критике со стороны научно-педагогического сообщества.
Проблемные вопросы российской аспирантуры
Одним из наиболее острых дискуссионных вопросов остается статус диссертаций. Качество их подготовки и защиты все чаще ставится под сомнение, поскольку ученая степень стала восприниматься как желательный, но все же не первостепенный по важности результат обучения.
Выпускник аспирантуры после успешного освоения программы и прохождения государственной итоговой аттестации получает диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Этим и должно было определяться содержание образовательной подготовки, куда включены дисциплины и практики для развития компетенций как в исследовательской, так и в преподавательской деятельности.
На деле же установленный объем образовательной компоненты привел к перегруженности учебными дисциплинами и, как следствие, сокращению времени на проведение собственно научных исследований. Это демотивирует аспирантов завершать работу над диссертацией: из-за излишней образовательной нагрузки вместо полноценной исследовательской деятельности часть из них отсеивается в процессе обучения.
В круг проблемных вопросов текущей модели аспирантской подготовки также включены:
Какие предлагаются пути преодоления этих проблем
Среди возможных решений обсуждаются следующие шаги: