Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Цифровой университет: новое образование для новой экономики

Производство товаров и услуг все больше зависит от электронных технологий, и в дальнейшем тенденция будет только нарастать. Этот процесс принято считать четвертой промышленной революцией. Он влечет за собой крайне серьезные последствия для всех стран мира, которые либо трансформируются под новые условия, либо безнадежно отстанут. Несмотря на то, что здесь уже выделились лидеры и аутсайдеры, есть одна проблема, общая для них всех. Главный момент, тормозящий преобразования, —  нехватка кадров для новой цифровой экономики.

 

Цифровой университет как часть национальной программы 

На сегодняшний момент в США, Китае, странах ЕС приняты масштабные меры по развитию цифровой экономики. Наша страна также поддерживает ее на государственном уровне. В 2017 году была принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».  Комментируя планы по реализации, президент Владимир Путин отмечал ее значимость, говоря о том, что «это вопрос национальной безопасности и независимости». 

И это действительно так, учитывая размах предстоящих преобразований. Ведь на сегодняшний день вклад цифровой экономики в ВВП России очень невелик, и значительная его доля приходится на коммерческую сферу. Согласно же программе, нам необходимо развить  полноценную экосистему цифровой экономики в стране. Это комплексная задача. Во-первых, необходимо разработать само законодательство, адекватное новым экономическим практикам. Во-вторых, создать на основе отечественных разработок технологии и инфраструктуру для хранения, передачи и обработки информации. Немаловажный момент здесь заключается в вопросе кибербезопасности. В-третьих, предстоит не только сформировать инновационную экономическую среду, но и модернизировать традиционные направления экономики и социальную сферу.

 Цифровизация коснется промышленности и сельского хозяйства, строительства, транспорта, энергетики, здравоохранения, финансовых услуг — проще говоря, всех приоритетных направлений. Разумеется, образование не только не является исключением, но и представляет собой один из ключевых пунктов. Причем и как сама сфера, которая наряду с другими нуждается в глобальной трансформации, и как тот продукт, который она производит, — квалифицированные кадры. 

В идеале через 5 лет 120 тысяч человек будут приняты на программы высшего образования в сфере IT и 10 миллионов пройдут обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности, а правительство потратит на развитие цифровой экономики в три раза больше средств по сравнению с 2017 годом. Если же говорить о населении в целом, то доля людей, владеющих цифровыми навыками, составит 40%. 

Сегодня же нехватка подобных специалистов является серьезной проблемой. Пока у нас недостаточно ни подготовленных профессионалов в IT-области, ни работников, которые могли бы выполнять задачи с использованием новых технологий в условиях цифровой экономики. 

Концепция университета будущего 

Образование — это та сфера, где изменения происходят прямо на наших глазах. Подход, заключавшийся в передаче знаний от человека к человеку, сменился  методом формирования компетенций. Теперь на первый план вышло умение самостоятельно подбирать информацию и усваивать необходимые навыки, способность быстро адаптироваться к новым условиям и меняться.  К сожалению, эти вещи легко даются не всем. И часто чем позже человек столкнулся с современными компьютерными технологиями, тем сложнее ему приходится. 

Дмитрий Медведев указывал на то, что процесс приобретения соответствующих навыков нужно начинать как можно раньше: «Дети должны получить эти знания уже в школе, чтобы в будущем они могли оперировать всеми необходимыми инструментами для обработки большого массива информации, могли освободить силы для творчества и повысить эффективность своего труда». Однако  сложившаяся практика такова, что эти цели возложили на систему высшего образования и сосредоточились на модернизации  стандартов обучения  подростков и взрослых людей. 

Концепция цифрового университета разрабатывается в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», который в свою очередь является частью нацпрограммы.  Можно подумать, что это просто специальный вуз, в котором студентов обучают навыкам работы с электронными технологиями. Однако такое представление далеко от истины. 

Цифровой университет — это способ организации обучения в современных условиях. Сумма методологических подходов, инфраструктуры и цифровых технологий, которая трансформирует форму и содержание учебного процесса и будет в состоянии поддерживать образование, научную и административно-управленческую деятельность в соответствии с условиями электронной экономики. 

В настоящее время уже началась работа по воплощению планов в реальность. В 2019 году должны быть отобраны 5 университетов, которые займутся разработкой моделей и технических решений, а также апробацией и внедрением у себя отдельных элементов. На втором этапе, в  2020 году, определятся 15 университетов-спутников. Их цель  — «обкатать» наработки головных центров. С 2022 года планируют распространить созданную модель цифрового университета уже на широкий круг российских вузов. Повсеместно же новая система должна быть внедрена к 2024 году. 

В отличие от традиционного университета, цифровой действует на основе «больших данных», с повсеместной автоматизацией хозяйственно-финансовой и административной деятельности,  внедрением электронных сервисов, работающих в режиме одного окна, и цифровых ресурсов, позволяющих совместно вести научные проекты с учеными из других организаций и даже стран. 

Сам же образовательный процесс, происходящий с использованием электронных систем,  обеспечит не только непосредственную передачу информации, например, в режиме онлайн-лекций, но и контроль уровня ее освоения. Так, например, за счет анализа разных данных от оценок до того, какими предметами студент интересовался, будет формироваться траектория обучения.  

Методы и принципы

Современные процессы обучения  с необходимостью опираются на принципы гибкости и адаптивности образовательных программ, ориентированных на создание для учащихся индивидуальных траекторий.  Зарубежные учебные заведения  достаточно давно разработали подобные методики, но их реализация в условиях массового образования была затруднена из-за банальных ограничений материальной базы учебных заведений и численности профессорско-преподавательского состава. Современные же информационные технологии снимают эту проблему. 

В последние годы можно заметить значительное увеличение массовых открытых, зачастую бесплатных  онлайн-курсов (MOOC —  massive open online course) на международных и российских платформах. Подобные курсы — это то, что предусматривает концепция цифрового университета. Предполагается возможность использования таких курсов, созданных одним вузом, в учебной программе других заведений. Так что в итоге модернизированные  образовательные системы будут представлять собой аналог биологических экосистем с  присущей им общностью и взаимным обменом. 

Наряду с МООС существует и другой формат курсов — SPOC (small private online course). Среди экспертов принято считать, что это в некотором смысле новый виток развития массовых курсов. SPOC предполагает ограничение количества участников и высокую селективность. В таких условиях куратор может уделять внимание каждому слушателю, а учитывая, что те прошли определенный отбор, повышается общий уровень результата  совместной активности. Данный вид курсов активно внедряется в магистерские и MBA-программы университетов США. 

Вообще, переход от занятий в аудиториях, предполагающих, что обучающиеся тратят значительную часть своего времени именно на «присутствие» в конкретном месте, к занятиям, проходящим в виртуальной среде, освободит время для практической деятельности и развития навыков командной работы, что чрезвычайно важно в нынешних условиях для выпускников.

За этими конкретными видами учебной деятельности стоит общая философия visible learning (видимое обучение). Это понятие появилось в 2008 году, явившись результатом масштабного исследования, проведенного с целью выяснить, что обеспечивает наибольший успех студентов. Visible learning опирается на моментальную обратную связь и проактивное управление собственным обучением, когда учащиеся в состоянии сформулировать, что именно они изучают, увидеть следующие шаги, устанавливать цели, находить  в своих ошибках потенциал для дальнейшего развития. 

Также цифровой университет призван решить, к сожалению, довольно распространенные материально-технические проблемы, когда банально невозможно получить доступ к нужной литературе и техническим устройствам, поскольку и то и другое существует в ограниченном числе экземпляров, выходит из строя, устаревает. Электронные библиотеки и виртуальные лаборатории, к которым учащийся легко может подключиться прямо со своего персонального компьютера или мобильного устройства, полностью решают подобные трудности. 

Сами же университеты благодаря цифровизации смогут выйти на глобальный рынок образования и стать частью международного научно-образовательного пространства. Ведь в современных условиях конкуренция за студента уже начинает происходить не только в пределах одной страны. При успешной реализации программы отечественные вузы будут способны оставаться привлекательными для российских выпускников и принимать значительно большее количество  студентов из-за рубежа, обеспечивая качественными кадрами отечественную экономику.

 

Анна Вилисова