библиотеки в электронном веке
Преподаватель вуза — профессия не только общественно значимая, но и весьма престижная. Работать в университете — значит вызывать уважение студентов, восхищение окружающих, гордость родных — и бороться с чувством неопределенности, сопротивляться сомнениям и находиться в состоянии тревоги…
Как такое возможно, спросите вы?
Все просто: обсуждения требует вопрос трудоустройства вузовских преподавателей.
В статье рассмотрим особенности, преимущества и недостатки срочных и бессрочных договоров с преподавателями и попробуем посмотреть на непростую ситуацию с точки зрения студента, кафедры, вуза и всей отрасли.
В чем отличие между срочным и бессрочным договором?
Срочный заключается на определенный срок: отсюда и его название. Однако этот временной период в соответствии с подсознательным восприятием “срочного” действительно небольшой: иногда это 6 месяцев, иногда 8–10–12.
Бессрочный договор, напротив, подобен самой жизни, у которой не видно конца: работай себе в удовольствие, товарищ преподаватель, ни в чем себе не отказывай.
В сфере высшего образования используются оба формата трудоустройства педагогов. Сейчас наметилась тенденция, при которой руководству большинства вузов более привлекательными кажутся срочные договоры: от обстановки в вузе, выделенного финансирования, поведения преподавателя и выполнения им показателей эффективности будет зависеть, продлят ли трудовой договор на следующий год.
Так, Ирина Рукавишникова, сенатор РФ, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в 2019–2020 гг. неоднократно заявляла, что распространенная ситуация заключения договора на год “ничем не обусловлена — исключительно произвол со стороны администрации”.
Юридическая лазейка в статье 332 Трудового кодекса РФ, определяющей порядок заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками профессорско-преподавательского состава, связана с формулировками сроков действия трудовых договоров.
Так, во-первых, в статье обозначена возможность заключения трудового договора на неопределенный срок (бессрочный контракт), но это не обязательное требование. Во-вторых, краткосрочный трудовой договор имеет только “верхнюю границу”: он заключается на срок до пяти лет, хотя и может быть продлен по соглашению сторон. При этом для срочных контрактов не задан минимальный срок действия, а значит, вуз может трактовать по-своему эти предписания и заключать с работниками трудовой договор всего лишь на один год или даже несколько месяцев.
Вовсе не обязательно, чтобы с преподавателем после завершения срочного договора обязательно расстались. Напротив, многие из профессорско-преподавательского состава вуза работают в университете годами — на срочном договоре, который ежегодно перезаключают с ними. Но срочный договор как будто бы заставляет держаться в напряжении: а продлят ли?.. Он, в отличие от бессрочного, не создает ощущения делового комфорта, не формирует ощущение уверенности в завтрашнем дне, гарантированного трудоустройства.
И именно в этом кроется причина недовольства преподавателей.
Ситуация с прохождением конкурса на замещение должности научно-педагогических работников, сформированная в соответствии с инициативами Министерства образования, с одной стороны, создает конкурентную преподавательскую среду, где ежегодно необходимо доказывать свою компетентность и профессиональную ценность, с другой — заставляет создавать фиктивные конкурсы, если на деле других претендентов на вакансию нет.
Проблема комплексная: министерство и руководство вузов ставят новые цели, а преподаватель воспринимается как драйвер развития университета, способный помочь в достижении различных показателей эффективности. Чему уделяется особое внимание? Привлечению грантов, инвестиций, публикациям статей, индексируемых в авторитетных научных журналах, и пр.
Это следствия введения так называемого “эффективного контракта”. При этом о каких полноценных статьях и грантовых обязательствах можно говорить, если преподаватель ощущает себя неуютно в режиме неопределенности, если он не уверен, что сможет продолжить исследования на следующий год?..
Эта непростая ситуация может сказаться и на самом образовательном процессе, на отношении к студентам и преподаваемому предмету: никогда не знаешь, продолжится ли твой курс в следующем году.
Свое видение есть и у руководства университетов. Во-первых, распространенность срочных контрактов — это попытка уйти от конфликтов, сопровождающих (часто вынужденный) процесс сокращения кадров. Так, если в 2013 г. в университетах России насчитывалось 319 000 педагогов, то в 2019 г. их число уже сократилось до 229 000 человек. В 2019/2020 уч. г., по данным ежегодного статистического отчета “Образование в цифрах” НИУ ВШЭ [с. 84], количество преподавателей высшей школы сократилось до 227 000 человек.
В этом плане срочный договор может стать этическим решением проблемы: “уволить” и “не продлить контракт” — все-таки меры разной степени строгости.
Во-вторых, разумеется, это попытка стимулировать деятельность педагогов, и об этом неоднократно говорилось выше. Например, экс-ректор Сибирского государственного медицинского университета, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Ольга Кобякова считает, “что гибкость в сроках заключения трудового договора — один из немногих действительно эффективных инструментов развития кадрового потенциала преподавателей и университета”, где должны преподавать “лучшие из лучших, постоянно развивающиеся люди”.
С ней согласен и Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета, утверждающий, что “университеты закрепили у себя многих сотрудников, которые не соответствуют сегодняшним требованиям к уровню педагогической работы и слабо ориентируются в текущем научном развитии, даже по своему направлению”.
Наконец, срочные договоры — это в какой-то мере дань европейским тенденциям, о чем очень часто и говорят. Поскольку идея срочного трудового договора у нас прочно связана с эффективным контрактом, то и результаты реализации этих инициатив стоит оценивать совместно. Когда эффективные контракты только начинали обсуждать, то очень часто в качестве примеров приводились такие страны, как Великобритания, Германия, Франция, США, Китай. Однако однозначное следование за Западом и Востоком здесь не совсем уместно: во-первых, в целом отличаются суммы заработной платы и предъявляемые показатели эффективности.
Во-вторых, в Европе и Америке на стимулирующие выплаты, определяемые контрактами, приходится всего от 5% до 10% от дохода преподавателя, в то время как в России — от 10% до 40%. Как говорится, почувствуйте разницу.
В-третьих, и в этих странах есть свои сложности со сроками. Например, в Америке существует практика заключения даже не годовых, а девятимесячных контрактов. В условиях, когда учебный год занят основной нагрузкой, на науку, достижений в которой требует вуз, остаются только летние месяцы — месяцы, которые не оплачиваются по договору.
Однако во многих из этих и других стран эффективный контракт не препятствует реализации постоянного контракта преподавателей. Так, в США и Канаде старший профессорско-преподавательский состав может рассчитывать на пожизненное трудоустройство, а в Новой Зеландии используется формат долгосрочного найма, очень близкий по смыслу пожизненному. Одним из основных положительных эффектов — наряду с развитием науки — является отсутствие конкуренции между педагогами, когда у ведущих профессоров исчезает мотивация препятствовать продвижению молодых талантливых ученых из опасения потерять место.
В России эта тема тоже активно обсуждается. С сентября 2020 г. на рассмотрении находится законопроект “О внесении изменений в статьи 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации (об особенностях регулирования труда педагогических работников)”. Законопроект предусматривает установление минимального срока действия срочного трудового договора — от трех лет. Согласно законопроекту, также планируется сделать предпочтительными именно бессрочные договоры.
“Практика навязывания педагогическим работникам вузов краткосрочных трудовых контрактов свидетельствует о нарушении трудовых прав и законных интересов педагогических работников. Трудовые отношения краткосрочного характера не позволяют работнику полноценно реализовывать долгосрочные векторы своей жизненной траектории, связанные с социальным, профессиональным, семейным статусом. Кроме того, он существенно ограничен в своих правах в финансовой сфере, в частности, в отношениях по получению различного рода кредитов и займов, ипотечному жилищному кредитованию”, — отмечают авторы законопроекта.
Однако предложенная инициатива еще находится на рассмотрении, и дата рассмотрения законопроекта в первом чтении еще не определена. При этом периодически проводятся мероприятия в Совете Федерации, посвященные обсуждению юридических механизмов защиты прав преподавателей, где в числе прочих поднимается и этот вопрос.
Пока что об изменении практики заключения трудовых договоров с преподавателями вузов России говорить рано. Точечные изменения касаются отдельно взятых университетов, например, СПбГУ, который с 2015–2016 гг. начал осторожно заключать бессрочные контракты с отдельными преподавателями — профессорами, длительное время демонстрирующими высокие показатели эффективности научно-педагогической деятельности.
По словам проректора по организации работы с персоналом в СПбГУ Владимира Еремеева, на середину октября 2020 года “на условиях бессрочного трудового договора в СПбГУ трудятся более двух десятков преподавателей”.
Наверное, это замечательный результат, особенно с учетом того, какими непростыми кажутся отбор подходящих кандидатов и сам механизм формирования критериев для заключения бессрочного контракта.
Наверное, это замечательный результат для вуза, в котором более 5 000 преподавателей.
Наверное?..