библиотеки в электронном веке
Либинформ продолжает рассматривать тенденции развития современного самиздата. Самопубликация развивается активно, но остаются вопросы к качеству. Большинство авторов экономят на редактуре и корректуре, выпуская в свет полуфабрикат. Поэтому большинство читателей доверяет книгам традиционных издательств, считая их оценку гарантией качества.
Для читателя самиздат — не только возможность открывать для себя новых авторов, но и риски впустую потратить время, а то и деньги. Во-первых, шанс наткнуться на графомана выше, чем вероятность встречи с гением. Во-вторых, даже блестящая идея может померкнуть из-за стилистических и грамматических ошибок. Если в издательстве текст попадает к редактору, корректору, то при самиздате автор обходится своими силами. Многие площадки для публикации самиздата предлагают за дополнительную плату услуги по доведению издания «до ума», но не каждый автор готов тратиться на них.
Огульно оценивать самиздат как некачественную литературу неправильно. Некоторое время назад о самопубликации в её современном понимании говорили как о vanity press — стремлении потешить самолюбие. Считалось, что авторы недостаточно талантливы, чтобы быть опубликованными через издательство. Однако опыт Пруста, Стерна, а также Джейн Остен, Натаниэля Готорна и других авторов, публиковавшихся за свой счёт, а затем ставших классиками, это опровергает.
Есть коммерчески успешные писатели и среди современных авторов самиздата. Энди Вейр выкладывал главы романа «Марсианин» на собственном сайте. Сейчас книга официально опубликована на нескольких языках и экранизирована. Качество «50 оттенков серого» Э. Л. Джеймс критикуют постоянно, однако писательница стала самым продаваемым автором в мире, начав с самиздата.
Однако эти писатели — исключения из правил, большинство авторов самиздата ограничиваются одной-двумя продажами произведений, и одна и главных причин этого — низкое качество самоопубликованных текстов.
Издательство — фильтр для контента
Традиционная модель публикации выступает фильтром, просеивающим контент. Большинство читателей продолжают считать одобрение редактора знаком качества.
Есть объективные характеристики, при которых консервативному издательству доверия больше.
• Качество текста
Редактор и корректор внимательно прочитают рукопись и исправят стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки, попросят автора дописать непонятные или сомнительные места, доведут текст до высокого уровня читабельности.
• Отсутствие запрещённого контента и правильная маркировка
Издательство не допустит в опубликованных книгах радикальных посланий или запрещённых призывов, а также правильно подберёт возрастную маркировку, предупреждающую читателя о содержании. Сервисы для самопубликации тоже пытаются контролировать это. Например, у Amazon в Политике использования прописано, что они не принимают на реализацию порнографический контент. «ЛитРес: Самиздат» оставляет маркировку на откуп авторам, для которых составлена подробная инструкция. Однако проконтролировать правильность отметок невозможно, так как для этого придётся перечитать все тексты.
• Проверка на плагиат
Современная проверка на плагиат — это работа специальных сервисов, которые сравнивают книгу с многообразием опубликованных в Интернете текстов и определяют, есть ли совпадения. Но это техническая уникальность, которая имеет значение только для поисковиков. Существует много способов увеличить этот параметр, машина не заметит сходства с оригиналом, а человек заметит. Профессиональный редактор в силу своей начитанности умеет видеть интеллектуальные заимствования, что избавляет читателя от вторичных текстов.
Контракт с издательством пригодится и автору, если его произведение кто-то скопировал и попытался выдать за своё. В компании есть юрист, который умеет грамотно работать в подобных ситуациях, а договоры, заключённые с автором, подтвердят точные сроки написания текста. Наиболее выигрышный случай — когда плагиатор также сотрудничает с издательством.
В случае с самиздатом уличить и привлечь к ответственности нарушителя намного труднее. Даже если автор достаточно популярен, его обидчик, скорее всего, столкнётся только с гневом фанатов. Особенно если издание опубликовано в открытом доступе.
• Редактура
Русский язык функционирует по своим законам, и пренебрежение ими редко бывает оправдано авторскими задумками. Чаще всего стилистические ошибки превращают текст с хорошей идеей в нечитабельное нагромождение букв. Профессиональный редактор в издательстве знает, как с этим бороться.
Специалист также поможет грамотно свести сюжетные линии, найти вопросы, которые неизбежно возникнут у читателя, ответить на них, убрать провалы в фабуле и довести до читателя книгу, которую захочется рекомендовать друзьям без экивоков.
• Корректура
Ошибки и опечатки допускает практически каждый, и сам автор часто их просто не видит, так как глаза скользят по знакомому тексту. Корректура — не тот случай, когда можно дать просмотреть произведение двум-трём приятелям, которые исправят ошибки. В то же время наличие опечаток в тексте значительно снижает его качество, так как взгляд читателя будет постоянно за них цепляться. Поэтому вычитка необходима.
• Оформление
В самиздате в большинстве случаев для оформления обложки выбирают первую попавшуюся картинку из интернета. В издательстве уделяют внимание и обложке, и шрифту, и каждой мелочи, которая может привлечь или, наоборот, отпугнуть читателя.
Соответственно, неудивительно, что книги, выпущенные издательствами, остаются более востребованными. При высоких объёмах самиздата потребителю придётся прочесть множество некачественных текстов, прежде чем найдётся что-то приемлемое. С традиционной книгой этот путь короче: сотрудники редакции выбрали произведение и отшлифовали его. Читателю остаётся только понять, нравится ему книга или нет.
Изменение роли издательства
Развитие самиздата мало затронуло традиционное книгоиздание. По статистике, бумажные книги продолжают выпускать на уровне предыдущих лет. В России, по данным Книжной палаты, в 2017 году было выпущено на 5,6% больше экземпляров книг и брошюр, чем годом ранее. При этом благодаря сервисам самопубликации издательства получают новый эффективный канал поиска авторов: достаточно найти писателя, который уже стал популярным, чтобы продавать его книги и получать прибыль. Например, так было с Дмитрием Глуховским, чей роман «Метро 2033» издатели заметили только после размещения в Интернете, хотя до этого неоднократно отказывали.
И в традиционном книгоиздании, и в самопубликации большой вклад в распространение книги вносит заинтересованность в её коммерческом успехе. Это демонстрируют нынешние сервисы для самопубликации. Если платформа выступает как помощник, ориентированный на коммерческий успех книги (а это обычно происходит, если организация получает процент от продаж), автор и сторонние специалисты работают заодно, быстрее выходя к читателю. Если сервис зарабатывает на услугах, предоставляемых автору, они будут пытаться вытянуть как можно больше денег из него без личной заинтересованности в конечном результате. Соответственно, непопулярный автор рискует ограничиться единичными продажами, так как у него просто нет доступных каналов маркетинга для информирования широкой аудитории.
И всё же, если сравнивать объёмы продаж книг, выпущенных издательствами, и самоопубликованных, первые победят, причём с большим отрывом. Потому что традиционным издательствам больше доверяют и читатели, которые хотят получить качественный текст, и авторы, которые используют самиздат лишь как один из способов быть замеченными редакторами.