Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Пять этапов миграции в онлайн. Обзор практических рекомендаций университета ИТМО по переводу вузовских дисциплин в онлайн-формат

Массовая миграция курсов и целых образовательных направлений в пространство глобальной сети стала знаковым событием прошлого года в системе вузовского образования. Обязательный дистант, объявленный весной 2020 г., стал вызовом для вузов, своего рода проверкой, обнаружившей как недостатки сложившейся педагогической практики, так и ее неоспоримые достоинства. Одним из лидеров цифровой трансформации в России стал петербургский университет ИТМО. Сотрудники вуза подготовили интерактивное пособие по переходу на дистант. В нем детально описаны этапы и особенности перевода курсов на интернет-платформы.

 

Журналист «Либинформа» Антон Козлов изучил опыт Первого неклассического и узнал, как пособие ИТМО поможет российским педагогам улучшить образовательные программы и вернуться к дистанту в случае новой вспышки коронавируса.

Перевод учебной дисциплины в онлайн-формат по оценке ИТМО в общей сложности может занимать до полугода*: от 2 до 4 месяцев уйдет на подготовку и запись видеолекций, а оставшееся время — на редактирование курса и исправление найденных недочетов. 

Этот процесс разделен на 5 этапов: анализ, планирование, разработка, сборка и информирование. Таким образом, порядок дигитализации учебной дисциплины в чем-то схож с подготовкой очной программы. Тем не менее онлайн-обучение не лишено и нюансов, которые следует учитывать на каждом из пяти этапов работы.

Во-первых, дигитализация — это совместный труд. Преподаватель по методологии ИТМО на всех этапах своей работы с онлайн-дисциплиной находится в контакте с коллегами и учебным отделом вуза. Во-вторых, многие типовые задачи на разных этапах разработки дисциплин повторяются. Можем предположить, что это помогает преподавателям, работавшим ранее в очном формате, лучше изучить инструменты цифровой среды, освоиться в новом для себя пространстве. В-третьих, программы онлайн-дисциплин верифицируемы, что позволяет методистам вузов влиять на качество учебного процесса. Чтобы понять, как был устроен перевод дисциплин университета ИТМО в онлайн, рассмотрим эту работу, следуя заявленным в пособии этапам работы.

Этап 1. Анализ

Начальный этап традиционно включает в себя сбор, обработку и структурирование самой разной информации. Однако в случае дистанта аналитическую работу следует начинать со сбора сведений об уже существующих массовых открытых онлайн-курсах (МООК) по дисциплине, которую преподаватель вуза планирует перевести в онлайн. Авторы электронного пособия ИТМО отмечают, что преподаватели могут предлагать студентам онлайн-курсы других вузов в качестве факультатива или использовать релевантные материалы подходящих курсов в собственной онлайн-дисциплине.

При этом предполагается, что преподаватели самостоятельно изучили рекомендуемые внешние курсы, ознакомились с их ресурсами, оценили сложность этих курсов и написали сопроводительные комментарии для своих студентов. «Преподаватели, успевшие до начала пандемии подготовить собственные МООК, находятся в выигрышном положении, — отмечают в ИТМО. — Они могут переработать и использовать свои прошлые разработки для преподавания дисциплин, переводимых в онлайн».

Преподавателям, не имеющим опыта работы с МООК, следует учитывать, что учебные модули (составные части) каждой онлайн-дисциплины должны быть содержательно связаны. Требуется тщательно проработать структуру, содержание и последовательность модулей, чтобы программа дисциплины соответствовала прогрессу обучающихся. В целом, эти рекомендации не противоречат распространенным педагогическим практикам разработки образовательных программ в вузах, поэтому их исполнение не должно вызывать дополнительных трудностей. 

Завершающий шаг первого этапа — анализ собственных материалов и выбор обучающих инструментов курса, переводимого в онлайн. Если программа дисциплины корректна и актуальна, а презентации адаптированы для онлайн-обучения, процесс становится проще. Для размещения проверочных материалов и сопроводительной информации авторы пособия рекомендуют сервис гугл-формы. Отметим, что преподаватели ИТМО могут размещать материалы курса в той платформе и/или LMS, которую они считают наиболее удобной для обучения. Допускается использование мессенджеров и социальных сетей.

Этап 2. Планирование онлайн-дисциплин

Планирование онлайн-обучения, как и подготовка традиционных очных занятий, — сложный комплексный этап работы преподавателя. На этом этапе преподаватель совместно с учебным отделом проверяет материалы онлайн-дисциплины на соответствие стандартам вуза. В частности, во время планирования утверждается система оценивания студентов, планы итоговых и промежуточных испытаний.

Университет ИТМО разработал памятку для преподавателей — это чек-лист, который поможет учесть все важные вопросы планирования от выбора формы онлайн-обучения** до вопросов технического обеспечения учебного процесса и коммуникации со студентами. Кроме того, вуз разработал и опубликовал у себя на сайте гид преподавателя, содержащий исчерпывающие справочные и сопроводительные материалы.

Этап 3. Разработка

На этом этапе преподаватель решает ряд задач. Во-первых, необходимо убедиться в правильности выбора технических средств и еще раз проверить материалы дисциплины. Учебный процесс, отмечают в ИТМО, ссылаясь на определение ЮНЕСКО, должен быть управляемым.

Также определяется формат чтения лекций: в рамках смешанной формы обучения это могут быть записанные заранее видеофрагменты, прямые трансляции или онлайн-занятия в форме перевернутого класса***.  Записи лекций и прямые трансляции (вебинары) проходили в Zoom, дистрибуция некоторых видеоматериалов была организована по закрытым ссылкам в Youtube.

В процессе проведения самостоятельных и лабораторных работ во время вынужденного дистанта весной 2020 года выяснилось, что это, пожалуй, один из самых сложных с точки зрения организации элементов онлайн-дисциплин. О деталях и нюансах организации самостоятельной работы студентов можно узнать из интервью доцента ПИиКТ Евгения Ефимчика.

Этап 4. Сборка

Перед сборкой (или выгрузкой) дисциплин в LMS преподавателю необходимо еще раз ознакомиться с инструкциями той платформы, которая была выбрана для обучения и утверждена вузом. Авторы пособия разместили справочные материалы по наиболее распространенным платформам и инструментам на специальной странице. Для удобства студентов можно выгружать учебные материалы в сообществах в социальных сетях и мессенджерах.

Исходя из собственного опыта, университет ИТМО также рекомендует преподавателям, которые не определились с выбором подходящей площадки для размещения учебных материалов для студентов и коммуникации во время обучения, завести приватную группу в социальной сети Вконтакте, подключить GoogleClassroom и/или работать в мессенджере Discord. 

Этап 5. Информирование

На финальном этапе реализации онлайн-дисциплин преподавателям необходимо еще раз обратить пристальное внимание на каналы коммуникации и некоторые правила информирования студентов. Обучающиеся должны получать информацию по всем аспектам дисциплины: сведения о правилах работы и дедлайнах****, объявления о ближайших мероприятиях и изменениях в учебном процессе. 

Кроме того, в ИТМО к информированию относят опросы студентов о качестве дисциплин. Обратная связь помогает вузу выявить потребности студентов, чтобы постоянно улучшать программы и содержательное наполнение преподаваемых дисциплин. В условиях дистанта также важно поддерживать высокий уровень мотивации студентов.

Чем еще интересен этот опыт

Рекомендации университета ИТМО хорошо структурированы и наверняка будут полезны сотрудникам других российских вузов. Особо отметим, что, несмотря на свой высокий статус, вуз рекомендует преподавателям пользоваться бесплатными распространенными инструментами и приложениями.

Инструкции по переводу дисциплин в онлайн понятны самому широкому кругу читателей и хорошо структурированы. Составители пособия и справочных материалов постарались избавиться от языка академического делопроизводства, сконцентрировав свое внимание на практических аспектах работы. 

Все это в совокупности позволяет преподавателям других вузов готовить собственные курсы, руководствуясь вышеописанными методами и подходами.

Примечания

*Экстренный перевод учебных дисциплин в онлайн, случившийся весной 2020 г., вузы сделали по разным оценкам в срок от 2 до 4 недель. В пособии ИТМО этот экстренный кейс не рассматривается.

**В большинстве российских вузов в 2020/21 учебном году фактически была реализована смешанная форма обучения. Часть занятий и промежуточных испытаний удалось провести офлайн, с учетом действовавших в разных регионах коронавирусных ограничений.

***Модель перевернутого класса применяется в смешанном формате обучения и предполагает, что студенты получают необходимые учебные материалы заранее и разбирают их самостоятельно.

****В том числе о датах сдачи лабораторных и самостоятельных работ, промежуточных и итоговых испытаний.