Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Продвижение библиотеки в соцсетях

В соцсетях библиотека может рассказывать широкому кругу читателей о своей деятельности, фондах, услугах и мероприятиях. Как найти баланс между традиционным позиционированием библиотеки как культурного института и современными формами работы?

Социальные сети — это инструмент выстраивания коммуникаций и формирования мнения о библиотеке у активной части целевой аудитории. Наличие собственного сообщества позволяет создать полноценный образ современного социокультурного учреждения, которое умеет работать в цифровой среде. Наконец, это полноценная площадка для создания сообщества любителей книг.

Группы в соцсетях могут играть роль дополнения к сайту библиотеки и привлекать самую молодую аудиторию читателей. 

У каждой площадки есть свои особенности по контенту, продвижению, аудитории. Расскажем о некоторых из них. 

«ВКонтакте»

Чаще используется для дополнительного анонсирования мероприятий, публикаций фоторепортажей, актуальных новостей, опросов.

Самый востребованный контент: публикации о мероприятиях, встречах, лекториях, мастер-классах, а также о внутренней жизни библиотеки, работе отделов и сотрудников. 

Обратная связь с пользователями: в виде сообщений, комментариев к записям на стене сообщества или в рубрике «Обсуждения».

Преимущества площадки: разнообразие форматов публикаций, сегментация аудитории, возможность настраивать отложенные записи и широкий охват. 

Недостатки: таргетированная лента новостей, боты и фейковые аккаунты, возможные блокировки.

Рекомендации по ведению:

«Одноклассники» 

Чаще используется для информирования о текущих событиях в библиотеке.

Самый востребованный контент: новости об учреждении.

Обратная связь с пользователями: в виде сообщений.

Преимущества площадки: пользователи менее требовательны к визуальному оформлению публикаций, есть опция отложенной записи.

Недостатки: возможные блокировки, минимум оформления, общение в личных сообщениях, отсутствие подробной статистики.

Рекомендации по ведению: «Одноклассники» выпустили бесплатный курс из 14 уроков по продвижению, где рассказывается об аудитории соцсети и особенностях ведения в ней рекламы.

YouTube

Чаще используется для публикации коротких видеороликов.

Самый востребованный контент: для библиотек популярен формат буктьюба — видеоблога, в котором специалист рассказывает о книгах и рекомендует их прочитать.

Еще один востребованный вид контента — ролики-вайны, где показаны моменты из жизни библиотеки, типичные ситуации: как читатель выбирает книги, как библиотекарь ищет нужное издание, как проходит мероприятие. 

Обратная связь с пользователями: в виде комментариев к роликам. 

Преимущество площадки: популярность видеоконтента у молодой аудитории. 

Недостаток: в алгоритмах продвижения надо разбираться. 

Рекомендации по ведению: целевая аудитория YouTube — молодые люди в возрасте 14–30 лет, которым интересны цепляющие ролики по запросу, поэтому при публикации контента важно ставить теги, ключевые слова, чтобы ролик попал в «похожие видео». Также важно, чтобы ролик получил просмотры и реакции в виде лайков и комментариев в первые 48 часов после выхода — для лучшего продвижения. 

При создании видеоролика важно учитывать:

Конференция о продвижении библиотеки в соцсетях

В октябре 2022 года на базе Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского состоялась XII Международная библиотечная #Конфа_НЕконфа «Проза жизни: смена парадигмы». Мероприятие прошло при поддержке Российской библиотечной ассоциации и Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

На сессии обсуждались процессы продвижения библиотек в медиапространстве, основы SMM, создание видеороликов и постов для социальных сетей. Посмотреть первый день конференции можно здесь.