библиотеки в электронном веке
По Федеральному закону «Об образовании в РФ», принятому в 2012 году, педагогические работники имеют возможность не реже чем один раз в три года получить дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. При этом вуз раз в пять лет обязан бесплатно предоставить преподавателям возможность пройти курсы повышения квалификации. Немаловажно и то, что от того, как они воспользуются этой возможностью, зависит и уровень их заработной платы, что порой приводит к формализации процесса повышения квалификации. На это обратили внимание в правительстве РФ и решили, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».
«Непрерывное обучение сегодня – необходимость»
Система повышения квалификации преподавателей вузов рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, которая должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике и технологиях.
По данным «Российской газеты», в странах Организации экономического сотрудничества непрерывным образованием охвачено более 50 процентов населения, в развитых странах типа Швеции – более 60, у нас показатель – меньше 20.
«Постоянное обновление знаний и непрерывное обучение сегодня – необходимость. Однажды полученного образования больше не хватит на всю жизнь. Уже сейчас для многих профессий требуется не просто компьютерная грамотность, а профессиональная: инженеру нужна программа AutoCAD для трехмерного моделирования, агроному – программа анализа дистанционного зондирования земли из космоса, врачу – специальная медпрограмма для диагностики», – цитирует издание ректора РУДН Владимира Филиппова.
Системные противоречия
Обосновывая необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей университетов, заведующая кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ Ростовского государственного университета путей сообщения Татьяна Исаева отметила в своей статье, опубликованной в электронном журнале «Концепт», основные недостатки существующей в стране системы:
• не все высшие учебные заведения имеют свою учебно-методическую базу для реализации системного повышения квалификации;
• содержание занятий зачастую характеризуется набором традиционных, «классических» тем по психолого-педагогическим наукам, слабо отражающих инновационные изменения в современном образовательном процессе;
• тематика курсов или семинаров для преподавателей не имеет системного характера, не затрагивает всю совокупность проблем, обозначившихся в высшем образовании;
• формы занятий с преподавателями ориентированы на формирование только знаниевого компонента, причем процесс повышения квалификации не увязан с развитием их профессионально-педагогической культуры и ключевых компетенций, составляющих эту культуру.
Она также выделила существующие противоречия в сложившейся в стране системе повышения квалификации педагогов вузов:
• между необходимостью в кратчайшие сроки сформировать у преподавателей знания, умения и компетенции, позволяющие осуществлять образование студентов в соответствии с компетентностным подходом, на основе которого построены государственные стандарты, и традиционным выбором тем, а также методов обучения преподавателей, ориентирующихся на «ЗУНовскую» парадигму обучения;
• между разным уровнем педагогических знаний преподавателей, продолжительностью педагогического стажа в высшем учебном заведении, сформированностью педагогической культуры в целом и фронтальной формой обучения, которая является наиболее популярной в организации процесса повышения квалификации;
• между общими требованиями к профессионально-педагогическому мастерству современного преподавателя любого университета и специфическими требованиями к знаниям и компетенциям педагогов технических вузов, обусловленными инновационными процессами и стремительным обновлением материально-технической базы партнеров-предприятий, на которых будут работать выпускники вузов.
Чтобы инновационные образовательные программы повышения квалификации преподавателей вузов отвечали потребностям сегодняшнего дня, при выборе приоритетов в отборе и структурировании учебного материала журнал «Высшее образование в России» рекомендует руководствоваться пятью основополагающими принципами, что обеспечит соответствие содержания программ и способов их реализации заявленным целям обучения.
Это принцип междисциплинарности и интеграции, ориентирующий отбор и структурирование учебного материала на синтез знаний из широкого спектра наук, сопряженных с профессионально-педагогической деятельностью преподавателя инженерного вуза (технических, психологических, педагогических, гуманитарных и др.); принцип гуманитаризации, проявляющийся в усилении социокультурных компонентов в структуре подготовки преподавателя инженерного вуза; принцип динамичности, определяющий возможность периодического обновления содержания программ и приведения их в соответствие с инновационными образовательными процессами и изменениями в научно-техническом, экономическом и социокультурном развитии; принцип соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки к решению образовательно-воспитательных задач; принцип индивидуализации и дифференциации, направленный на учет потребностей, интересов и способностей слушателя, опыта его педагогической деятельности и базового профессионального образования.
С отрывом от работы и без
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации может проводиться как с отрывом от работы, так и без него, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Чаще всего преподаватели вузов проходят повышение квалификации в своем учебном заведении. При отсутствии необходимых курсов они могут направляться на программы других высших заведений за счет внебюджетных фондов вуза.
Центры повышения квалификации преподавателей есть практически при всех ведущих вузах страны.
По закону, преподавателям вузов, проходящим профессиональную подготовку, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (см. ст. 168 ТК РФ).
При совмещении обучения и труда их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), – не более 36 часов в неделю для педагогических работников (статья 333 ТК РФ).
Если преподавателя послали на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, то он не должен «отрабатывать» пропущенные занятия в то время, когда прибывал на курсах. После успешного прохождения программ научно-педагогические работники получают Свидетельство государственного образца о повышении квалификации.
Уходя от «повышения квалификации ради документа по аттестации»
Существующая в стране система повышения квалификации педагогических работников, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, «по-прежнему в большинстве случаев не удовлетворяет запрос педагогов, а лишь обеспечивает исполнение ими существенного требования по факту регулярного прохождения курсов». Поэтому правительство предлагает рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».
«Это должны быть иные подходы, более современные, для выявления профессиональных ориентиров педагогического состава. В этих целях проектом предусмотрено формирование системы независимой и добровольной для педагогов оценки профессиональной компетенции... Во всех регионах на функциональной основе будут созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов», – сообщила Татьяна Голикова на III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», посвященной развитию российской системы образования, ее эффективности в условиях новой экономики, экономики знаний.
Для достижения целевых показателей проекта «Образование», как рассказала вице-премьер, планируется к 2024 году создать в стране 255 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, «обеспечивающих в постоянном режиме необходимые изменения профессиональной квалификации в соответствии с новыми задачами в связи с изменениями запросов в системе образования».