Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Перспективы дуального образования в подготовке библиотечных специалистов

Опыт коллег из Узбекистана в освоении дуального образования в подготовке высококвалифицированных библиотечных специалистов.

Опыт коллег из Узбекистана в освоении дуального образования в подготовке высококвалифицированных библиотечных специалистов и основные вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения и библиотеки при внедрении данной модели обучения, — в материале отраслевого журнала «INFOLIB».

Первоисточник: Цай, И. Перспективы дуального образования в подготовке библиотечных специалистов [Текст] / И. Цай // Информационно-библиотечный вестник INFOLIB. — 2025. — № 1 (41) 2025 (15). — С. 48–51.

Дуальное образование — это система, которая сочетает теоретическое обучение в учебном заведении с практической подготовкой на рабочем месте. Она «возникла как продукт социального партнерства в виде механизма тесного взаимодействия государства, работодателей и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда»,  получила мировое признание и успешно применяется в ряде стран. 

Преимущества дуальной системы:

В Узбекистане дуальное образование регулируется законом, который предусматривает, что студенты должны участвовать в образовательном процессе в учебных заведениях не реже двух дней в неделю, а в остальные дни — проходить практику в соответствующих организациях. Дуальное обучение в республике начнут внедрять в систему высшего образования предположительно с 2025/26 учебного года.

Как эту модель обучения можно применять при подготовке квалифицированных специалистов информационно-библиотечной сферы, где, как отмечает автор статьи, в последние годы наблюдается острая кадровая проблема?

«Руководители библиотек отмечают главной проблемой низкую заинтересованность в библиотечной специальности в связи с нечетким представлением сферы трудовой деятельности. Поскольку библиотека, являясь социальным институтом, обеспечивает непрерывное образование на всех уровнях и реализует доступность прав граждан на информацию — встает вопрос о разработке новых методик подготовки и переподготовки библиотечных кадров. Внедрение дуального образования может способствовать решению существующих проблем в процессе подготовки высших библиотечных кадров. Учебное заведение должно составить двусторонний договор с компанией-партнером, где должны быть прописаны детали сотрудничества. Учебные планы составляются с учетом образовательных стандартов и требований предприятия. На время учебы за студентами необходимо закрепить куратора, который будет руководить практикой и учить выполнять задачи в реальных рабочих условиях».

Модернизированную форму подготовки бакалавров используют, к примеру, в  Государственном институте искусств и культуры Узбекистана. «Документальным подтверждением являются договоры, подписанные с разными типами информационно-библиотечных учреждений Республики Узбекистан, которые подтверждают возможность прохождения практики в них студентов факультета „Библиотечно-информационная деятельность“. Кроме того, библиотекари этих информационно-библиотечных учреждений проводят на базе своих библиотек практические и семинарские занятия…»

Развитие дуального образования в библиотечном деле может способствовать: