библиотеки в электронном веке
В 2018 году исполнилось 5 лет правовому акту, который закрепил в законе об образовании сетевые формы обучения. Нормативная база, связанная с ними, ещё не до конца сформирована. Однако уже понятно, что плюсы от создания образовательных союзов почувствуют на себе все их участники.
13 декабря 2018 г. в Госдуму внесён законопроект с очередными поправками в закон об образовании. Предлагается, в частности, дать студентам возможность осваивать в сетевой форме отдельные дисциплины и практики. Это исключит необходимость повторно проходить курсы для зачётов в других учебных заведениях. По мнению законотворцев, эта поправка, а также регламентирование финансовых аспектов во взаимоотношениях между учебными заведениями поможет снять барьеры, сдерживающие развитие сетевой формы обучения.
Белые пятна на карте
Закон об образовании, принятый в конце 2012 года и вступивший в силу 1 сентября 2013 года, закрепил в правовой базе возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Речь идёт о методах обучения, при которых используются мощности нескольких образовательных учреждений — вузов, колледжей, школ, курсов повышения квалификации, в том числе иностранных. В схему также могут добавляться производства и организации, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров.
Такой подход открыл новые перспективы для учеников и студентов, которые могли прослушать общий курс в своём учебном заведении, а некоторые предметы изучить на уровне повышенной сложности, благодаря учреждению-партнёру.
Вкупе с возможностью дистанционного обучения сетевая форма рассматривалась как идея для непрерывного обучения, например, для врачей, которым не пришлось бы уезжать в командировку для этого. Так специалисты из небольших населённых пунктов могут получить качественные знания в крупных учебных заведениях.
Опыт создания сетевых консорциумов в России к моменту принятия закона уже был. В 2008 году Российский университет дружбы народов организовал при поддержке партнёров Сетевой университет СНГ. К 2012 году в состав СУ СНГ вошли 27 крупных вузов из девяти стран. Это позволило создать для студентов единое образовательное пространство и готовить специалистов международного уровня.
Новый закон об образовании простимулировал и другие учебные учреждения объединяться в сети. Правда, оставалось несколько вопросов к организации таких форм обучения. Например, в законе до сих пор не прописано, в каких пропорциях партнёры должны финансировать сетевое образование и от чего это зависит. Обсуждались также статус студента и источник выплаты ему стипендии. Кроме того, вузам предстояло синхронизировать учебную программу, чтобы не было разночтений. Аккредитацией единых сетевых программ вузов Рособрнадзор решил заняться только в 2015 году.
Настройка новой системы происходит до сих пор.
Больше ресурсов, меньше затрат
Несмотря на белые пятна в правовом поле, многие учреждения успели оценить преимущества, которые дают сетевые формы образования. Сотрудничество с организациями и предприятиями помогает делать обучение более прикладным, давать практические навыки. Например, на базе «Трубной металлургической компании» был создан корпоративный университет, который сотрудничает с Уральским федеральным университетом, МИСиС, МФТИ и другими вузами России.
Обычно преимущества сетевых форм обучения рассматривают через призму выгоды для студента и, в будущем, для тех, кто будет пользоваться результатом его труда. Однако и для образовательных учреждений плюсы есть, причём вполне осязаемые. Благодаря сетевым формам обучения вузы могут наращивать образовательные мощности за счёт партнёров и при этом тратить меньше денег на создание собственной материально-технической базы, так как расходы будут равномерно распределены между членами консорциума.
Так, в сентябре 2012 года, ещё до вступления закона «Об образовании» в силу была основана Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) на базе Новосибирского государственного педагогического университета. К ней присоединились несколько колледжей и вузов, в основном педагогического профиля. В описании МЭБ подчёркивается, что взаимодействие происходит «на равноправной основе». Это обеспечивает студентам учебных учреждений доступ к полным текстам профильных научных и образовательных ресурсов, изданных преподавателями вузов-участников проекта. Несколько школ и колледжей присоединились к МЭБ в качестве пользователей: их студенты и ученики также могут читать материалы из библиотеки. Всего в базе хранится более 4 тысяч документов.
Такое взаимодействие удобно. Общая база книжных коллекций позволяет убивать сразу нескольких зайцев одним выстрелом. Она обеспечивает доступ к специализированным изданиям, в том числе редким и дорогим. Но при этом позволяет экономить при комплектовании библиотечных фондов, так как издания не нужно покупать для каждого вуза отдельно. Однако перед сетевой библиотекой обязательно встаёт вопрос, как организовать фонды, чтобы обеспечить удобный доступ для всех участников.
Одиннадцать вузов, которые готовят учителей, объединили свои ресурсы в проекте «Электронная библиотека Сетевого педагогического университета» (СПУ) в рамках сотрудничества с ЭБС «Лань». Их книжные коллекции доступны на условиях бесплатного взаимного обмена в общей базе. Благодаря такой консолидации эти вузы могут обеспечить доступ к более чем 3 тысячам изданий по педагогике и смежным дисциплинам. Помимо этого, участники СПУ получают бесплатный доступ к 35 тысячам книг классической литературы и 600 журналам.
Отлажена и система доступа к ресурсам СПУ: сетевая библиотека работает по принципу электронной библиотечной системы. Те, кто подключён к библиотеке, могут читать нужные изданий онлайн и офлайн, в том числе используя для этого мобильные устройства. Сервис позволяет искать книги по названию и автору, использовать фильтры. В самих электронных текстах можно делать заметки и закладки, выделять нужные фрагменты текста. Для слабовидящих пользователей предусмотрен сервис невизуального чтения.
Библиотекари получают исчерпывающие статистические данные, позволяющие проводить аналитическую работу. Студентов можно приглашать пользоваться ресурсами, отсылая им специальные коды.
«Электронная библиотека Сетевого педагогического университета» была создана в 2016 году. Присоединиться к проекту также бесплатно может любой вуз. Чем больше участников, тем более обширное информационное пространство создаётся.
Ещё один способ сэкономить при сетевых формах обучения заключается в том, что больше не нужно приглашать специалистов для преподавания предметов, с которыми студенты смогут познакомиться удалённо.
Что дальше
Если поправки в закон об образовании будут приняты, правила игры между партнёрами в рамках сетевого взаимодействия станут понятнее. Так, в проекте нормативного акта регламентируется, что по умолчанию организации, которые финансируются и бюджетов всех уровней, участвуют в реализации образовательных программ на безвозмездной основе (иные условия можно прописать в договоре). Есть и другие уточняющие изменения.
Однако можно наблюдать, что и при несовершенной законодательной базе интерес к сетевому взаимодействию проявляют и образовательные учреждения, и производства. Причём дело не только в экономии. Тесный межведомственный контакт позволяет «держать руку на пульсе» и откликаться на изменения рынка труда, достижения прогресса и делать образование более качественным.