Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Независимые книжные в провинции
Книжный магазин «Буксир»: Литература общего культурологического характера расходится очень хорошо
За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?
Ирина Рочева,
директор детского книжного клуба «Корней Иванович»,
Тула
Тула не маленький город: у нас 500 тыс. жителей и мы находимся всего в двух часах езды от Москвы. В городе есть книжные сети («Читай-город», «Система-Плюс»), в течение недели привозят книги, заказанные через интернет-магазины «Лабиринт» и «Озон». Надо сказать, что через Интернет заказывают огромное количество литературы. Поэтому говорить, что в регионе не читают, нельзя. Из Москвы к нам приезжает детский книжный автобус «Бампер», который совмещает в себе магазин и рекомендательный сервис; кстати, именно они помогли нам на первых порах сориентироваться с ассортиментом.
Книги мы отбираем по своему вкусу: в основном, это литература небольших независимых детских издательств, таких как «Самокат», «Розовый Жираф», «Компас-гид», их имена — своего рода знак качества, у них почти не бывает промашек. Книги крупных издательств отбираем куда тщательней. В целом, в нашем списке литература примерно от 25-ти издательств.
Основные сложности в работе заключаются в том, что даже небольшие издательства с неохотой сотрудничают с маленькими региональными книжными; с крупными издательствами напрямую вообще не работаем. Обычно мы заказываем около 15 наименований по 2–3 книги, а такие объемы закупок им неудобны. Взять книги под реализацию (с отсроченным возвратом средств по мере продажи товара) практически невозможно. Как правило, издательства продают нам книги по предоплате или с отсрочкой на определенный период времени.
Одна из особенностей работы в провинции — публика здесь более консервативная, авангардные новинки обходит стороной. Сейчас много заслуживающей внимания новой переводной детской литературы, но спросом она не пользуется. В основном, родители покупают книги советских детских классиков: С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского. Очень актуальная тема — репринты советских изданий. Издательства «Мелик-Пашаев», «Речь» практически не печатают новой детской литературы, зато в прекрасном качестве издают, восстанавливая иллюстрации по эскизам, много классической детской литературы, которую очень любят наши покупатели. Надо отметить, что с учебной литературой мы не работаем — только с художественной. Причина проста: книги того же К. Чуковского вне времени, спрос на них будет всегда, а учебники быстро устаревают, буквально в течение года, поэтому это не очень подходящий товар для небольшого частного книжного.
Конечно, в провинции меньше конкуренция, но с аудиторией работать сложнее: у нас нет той сильной потребности в интеллектуальной литературе, которая неизменно ощущается в столицах. Покупательская способность невелика: книги, даже детям, часто приобретают в последнюю очередь.
Константин Дулин,
директор книжного магазина «Князь Мышкин»,
Ставрополь
Ставрополь во многом похож на другие провинциальные города, но имеет свои отличия. Конкуренция с книжными сетями у нас тоже есть: например, ставропольская сеть магазинов «Читай-город» самая крупная в России. Конечно, у публики создается впечатление, что там можно найти все. Там и вправду можно найти многое, но по-настоящему хорошая литература часто остается на периферии. Интеллектуальную жизнь в разных городах в значительной мере задает студенчество: в Ставрополе один Северо-кавказский федеральный университет, объединяющий 11 институтов. Интерес к чтению в городе, конечно, есть, хотя его и не сравнить со столичной потребностью в книгах. Ассортимент нашего магазина я подбираю самостоятельно: в основном, это классика всех временных периодов, современная художественная литература и нонфикшн, массовой литературы у нас не найти. Значительный сегмент — детская литература. С ней в городе сложно: в крупных магазинах ей отводят недостаточно места, покупатели не привычны к качественной полиграфии, а ведь в детской литературе иллюстрации так важны. Но в подавляющем большинстве люди ценят подлинное качество, поэтому, когда в нашем магазине такая книга попадает в руки читателей, они уже не могут от нее отказаться.
В целом, у публики есть привязанность к классической литературе, а современных авторов нужно рекомендовать к прочтению. Мы делаем ежедневные книжные анонсы в социальных пабликах и советуем читателям, пришедшим в магазин, на что стоит обратить внимание. Пожалуй, рекомендательная функция — важнейшая для независимого книжного.
Наши заказы по меркам издательств очень невелики, поэтому договориться о выгодных условиях сотрудничества сложно, как правило, книги приходится приобретать со значительной предоплатой, хотя есть и те, кто идет на встречу (переводят в режим реализации). Есть надежда, что это связано с тем, что наш проект совсем новый, мы работаем немногим больше трех месяцев, и в дальнейшем сотрудничество удастся сделать более выгодным.
Во многих провинциальных городах сохранилась традиция оставлять двери незапертыми, даже если в помещении никого не остается, так делаем и мы: надеемся, что даже если какая-то книга и будет украдена, то только по причине того, что у читателя не было денег за нее заплатить. А вообще, можно посидеть, почитать книги в магазине, не покупая. Наша главная цель — чтобы книга была прочитана, чтобы она нашла своего читателя.
Крупные сети в городе есть и конкурировать с ними сложно. Сознание большинства не настроено на самостоятельный поиск глубокой, неординарной литературы. Основная масса литературы покупается в сетевых книжных, несмотря на то, что цены там выше. Тем не менее, потребность в таком формате, как наш, все-таки есть: до нашего появления в Калуге был лишь один букинистический магазин. Наш ассортимент, конечно, отличается от сетевого: как и многие независимые книжные, мы делаем ставку на нонфикшн, интеллектуальную литературу. Детские книги заслуживают отдельного внимания: в сетевых магазинах они теряются на фоне коммерческой литературы, а у нас стоят на видном месте. Основные независимые издательства, такие как «Лимбус Пресс», «Иван Лимбах», представлены у нас всегда, хотя условия, на которых приходится с ними сотрудничать, не всегда выгодны: за небольшие заказы они, как правило, просят предоплату. Но мы вышли в ноль после года работы и надеемся, что дальше будет проще.
Покупатели, зайдя к нам, как правило, становятся постоянными клиентами: среди них преподаватели Калужского госуниверситета, творческая молодежь, заглядывают подростки, которым интересна модная литература: возможно, они увидели обложку в Instagram или приятели посоветовали что-то прочитать. Ч. Паланик, Э. М. Ремарк, З. Прилепин — те авторы, чьи книги у нас постоянно спрашивают, а вот В. Пелевина — нет, по-видимому, волна прошла. Мы не можем позволить себе, как московский «Фаланстер», иметь огромное количество узкоспециализированной литературы, просто нет той аудитории, которая ее гарантированно приобретет, поэтому сугубо научные работы и монографии только под заказ. А вот литература общего культурологического характера, мемуарная проза, книги по дизайну, фотографии, урбанистике и все то, что на слуху в едином пространстве, расходится очень хорошо.
Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.
Наоми С. Барон, профессор лингвистики, исполнительный директор Центра исследований образования, Американский университет
Автор книги Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World («Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире») Наоми С. Барон размышляет над тем, как под влиянием высоких технологий изменяется природа чтения. Вслед за перемещением текста из печатного в электронный мир, глубокое чтение вытесняется поверхностным просмотром. Каким образом это сказывается на нашей способности критически и творчески мыслить?