библиотеки в электронном веке
Концепция непрерывного образования взрослого человека в течение всей жизни на самом деле не нова, но в цифровую эпоху эта идея совершила по-настоящему революционный скачок.
История длиною в век
Основные черты непрерывного образования первым описал в 1929 году в своей работе «Образование в течение жизни» Бэзил Альфред Эксли (Basil Alfred Yeaxlee «Lifelong Education»).
В 1965 году непрерывное образование уже как самостоятельная концепция было представлено на форуме ЮНЕСКО в докладе теоретика Ленгранда, и это выступление считается началом развития этой идеи в непосредственной связи с научно-техническим прогрессом. К тому времени технологическое обновление производства и необходимость добиваться более высокой производительности труда требовали от работников постоянного совершенствования квалификации.
Сегодня эта цель по-прежнему актуальна. Однако к настоящему времени сформировался еще один тип обучающихся, которые самостоятельно выстраивают свою образовательную траекторию и нацелены на самообразование и саморазвитие. То есть речь идет уже не только о повышении квалификации и обновлении профессиональной практики, но и о развитии за пределами выбранной профессии, переориентации на другую сферу деятельности.
Непрерывное цифровое образование не только отличается разнообразием, насыщенностью и гибкостью образовательных программ и форм обучения, но и позволяет существенно экономить время, не прерывать основную деятельность и учиться в любом месте, в любое время в течение всей жизни.
Программы непрерывного образования
Непрерывное образование в России реализуется в различных формах.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Позволяет удовлетворить образовательные и профессиональные потребности, расширить и обновить знания и навыки по уже имеющейся специальности. ДПО не предполагает изменения уровня образования и включает в себя:
Профессиональное обучение
Позволяет человеку любого возраста приобрести необходимые компетенции для работы с новыми технологиями, аппаратно-программными комплексами, для получения квалификационных разрядов, классов, категорий.
Профессиональное обучение проводится по программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Краткосрочное обучение
Обучение проходит, как правило, в формате курсов продолжительностью не менее 8 часов, тренингов или наставничества на рабочем месте. Подтверждается сертификатом и распорядительными документами по месту работы.
Самообразование
Подразумевает прохождение образовательных программ для профессионального или личностного роста и самостоятельное
овладение навыками по своему усмотрению.
Вместо заключения
Непрерывное образование задает любому специалисту вектор его постоянного личностно-профессионального развития, помогает быстро и гибко адаптироваться к любым социально-экономическим изменениям на протяжении всей жизни.