Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Неочевидные компетенции современного библиотекаря

Современный библиотекарь как информационный консультант, менеджер знаний, партнер исследовательского процесса и специалист по управлению исследовательскими данными. В этой статье мы разбираем, какие компетенции необходимы для выполнения этих новых задач.

 

Информационные консультанты

Возрастающее количество источников и каналов получения информации приводит к тому, что библиотекари осваивают дополнительные компетенции. Для этого специалистам необходимо постоянно учиться, изучать лучшие практики, повышать профессиональную квалификацию. Это позволяет им быть не просто хранителями информации, а навигаторами в огромных массивах знаний из мировых информационных ресурсов. Иначе за стремительной информатизацией общества библиотеке просто не успеть.

В современных условиях функциональными компетенциями для библиотекаря, по мнению Г. А. Алтуховой, являются «умения: 

Подробнее об этом можно почитать в статье «Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества» в «Вестнике МГУКИ» (2017 г.). 

Актуальные компетенции библиографов стали предметом обсуждения на  форсайт-сессии накануне III Международного библиографического конгресса в апреле 2021 г. В качестве примера на дискуссии были приведены компетенции научной библиотеки как одного из самых передовых информационных центров. Сотрудники там не просто управляют цифровой информацией и знаниями, но и обладают обширными знаниями метаданных, умениями моделировать, анализировать и курировать большие данные, то есть фактически выполняют роль информационных консультантов, менеджеров знаний.

Работнику современной университетской библиотеки необходимо владеть  техническими, организационными, коммуникативными и маркетинговыми навыками, уметь пользоваться инструментами визуализации и дизайна.

В своей статье для журнала «Библиосфера» «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва» Н. С. Редькина приводит в пример «инструменты и навыки, которые менее характерны для библиотек, но чрезвычайно часто используются в исследованиях и могут быть полезны для дальнейшего обучения библиотекарей». Так, рекомендуется получить опыт работы с редакторами XML, инструментами обработки языка и распознавания именованных сущностей, языками программирования Python и Java Script.

«Современный библиотекарь-библиограф должен быть аналитиком и справляться с задачами, требующими умений обобщать, анализировать, 

синтезировать различного рода информацию, владеть компетенциями, связанными с современными информационно-коммуникационными технологиями, способствующими формированию информационных ресурсов, их сохранению и распространению», — цитирует специалистов отрасли в упомянутой выше статье Н. С. Редькина.

Сегодня библиотеки предоставляют пользователям доступ к разнообразным видам информационных ресурсов и источников информации:

Партнеры исследовательского процесса 

В своей статье «”Надпрофессиональные” навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени» в журнале «Библиотековедение» Н. С. Редькина отмечает, что «библиотекари будут играть очень важную роль в оказании помощи академическим и исследовательским сообществам, разработке и внедрению методик описания данных, технологий эффективного хранения, управления и поиска. Особая роль библиотечных специалистов видится в библиометрических и наукометрических направлениях с точки зрения методического и информационного сопровождения определения индекса цитируемости, индекса Хирша ученых и организаций, импактфакторов, выполнения образовательных функций, мониторинга научных направлений и библиометрического анализа документопотоков».

Чтобы решать эти задачи, специалисту необходимо освоить  информационно-аналитические компетенции: уметь создавать информационные продукты (аналитические материалы, дайджесты, обзоры), 

оказывать востребованные услуги по переработке и упорядочиванию информации.

Управление исследовательскими данными (Research Data Management, RDM)

Еще одно направление деятельности библиотек, для которого специалисту необходимо освоить множество компетенций — управление исследовательскими данными. В систематизированном виде они представлены на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. 

Библиотекарю важно знать:

Подводя итог, стоит отметить, что особенностью сегодняшней деятельности библиотек является использование методов и форм работы одного типа учреждений в другом. К примеру, научные библиотеки применяют формы работы с пользователями, которые характерны для общедоступных публичных библиотек, и наоборот. 

Библиотеки заимствуют и успешно реализуют у себя традиционные методы и формы других социально-культурных учреждений: театров, музеев, галерей. Все это привносит разнообразия в деятельность и расширяет функционал библиотечных специалистов. Но чтобы освоить все эти компетенции, библиотекарям необходима не только качественная подготовка, но и постоянное повышение квалификации.