Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Научная библиотека завтрашнего дня

Исследователи, анализирующие прошлое и нынешнее состояние библиотеки, способны подмечать и те тенденции, которые оказывают влияние на будущее библиотечного мира. Сейчас уже невозможно не согласиться с тем, что библиотека меняется, ее роль трансформируется, а функционал расширяется. Так куда приведут эти изменения?

 

«До сих пор идеалом библиотекаря был вдумчивый знаток книги,  всегда готовый помочь найти необходимое и резко отличавшийся от равнодушных «выдавателей» литературы. 

Теперь <...> нам нужен библиотекарь-ученый,  умеющий разыскивать нить, необходимую данному читателю книжной информации —

буквально Ариаднину нить среди лабиринта знаний».

Ефремов И. А.  — ученый, писатель,

автор романов «Лезвие бритвы»,

«Туманность Андромеды»,

«Таис Афинская» и др.

Научная библиотека завтрашнего дня — какая она? 

Исследователи, анализирующие прошлое и нынешнее состояние библиотеки, способны подмечать и те тенденции, которые оказывают влияние на будущее библиотечного мира. Сейчас уже невозможно не согласиться с тем, что библиотека меняется и что ее роль значительно трансформируется, а функционал расширяется.

Вузовская библиотека, с одной стороны, развивается в том же направлении, что и любая другая — это модификация и автоматизация сервисов и процессов, увеличение объема электронного контента, преобразование пространства.

С другой стороны, она идет по собственному пути развития, определенному спецификой деятельности научных и образовательных организаций, к которым такая библиотека относится. Это расширение функционала библиотеки, ее преобразование в экспертное и консультационное подразделение вуза, активное участие в проектной деятельности и привлечении средств.

Так определяются 6 ключевых тенденций развития научной библиотеки будущего. Что это за тенденции?

1. Библиотека — экспертный, консультационный центр в вузе

Современные университеты тоже меняются — эти изменения затрагивают не только основы педагогики, материально-техническое оснащение, но и библиотеку, а точнее, перераспределение ее функций.

В должностных обязанностях сотрудника библиотеки сказано, что он занимается информационно-библиотечным обслуживанием пользователей (читателей) библиотеки. Эти задачи никуда не ушли, но трансформировались. Каким предстает «информационно-библиотечное обслуживание» сегодня? Это и наукометрия, и научная коммуникация, и академическая грамотность, и работа в ЭИОС, и подготовка отчетов, и многое другое — со всеми этими вопросами преподаватели и студенты в большинстве случаев обращаются именно в библиотеку.

Где-то эти функции берет на себя специально созданный отдел, работающий в тесной связи с библиотекой и преподавателями, например, как в СЗИУ РАНХиГС, где сформировано Управление научной работой.

Но далеко не всегда у вуза есть такая возможность, поэтому деятельность подобных подразделений — а это повышение научной активности научно-педагогических работников, аспирантов и студентов и оказание консультационных услуг в области подготовки и реализации научных проектов — ложится на плечи библиотеки как одного из самых экспертных подразделений. Часто библиотека совмещает в себе три роли: публичной библиотеки, центра информационного сопровождения научных исследований и самостоятельного научно-исследовательского института

в области библиотечного дела и книжной культуры. И эта тенденция распространяется на все большее количество учебных заведений.

2. Оптимизация расходов и привлечение средств

Несмотря на то, насколько серьезно руководство университетов относится к библиотеке, аккумулирующей знания, очень часто «бизнес-подход» вынуждает их урезать площади, отведенные под читальные залы и хранилища, уменьшать штат сотрудников, сокращать зарплаты. Причина, которая звучит чаще всего, — «библиотека не приносит доход».

Если внутри вас зарождается праведный гнев —  «Да библиотека и не должна ничего зарабатывать, это же библиотека, а не магазин!», — то попытайтесь его удержать и задумайтесь на минуту.

Современные условия рыночной экономики распространяются и на вузовскую среду, участники которой бьются в конкурентной борьбе: за рейтинги, лучших абитуриентов — и, конечно, за финансирование.

Такое же отношение распространяется и на все вузовские подразделения. Мы смотрим на деятельность наших институтов, лабораторий, ученых не только как на само собой разумеющееся занятие в академической среде, но и как на то, что может приносить доход. Мы воспринимаем преподавателей и студентов не только как участников образовательного процесса, но и как тех, кто приносит доход. И библиотека — часть этой системы.

С этим можно спорить, можно негодовать, но гораздо лучше — осознать эти условия и заставить их работать на себя. Библиотека, которая понимает правила игры, становится более авторитетным подразделением в глазах руководства университета.

Поэтому, с одной стороны, активно распространяются инициативы, позволяющие библиотекам сокращать расходы, оптимизировать их без ущерба для основной деятельности вузовской библиотеки. Один из таких проектов — Консорциум СЭБ. Проект развивается благодаря усилиям 316 вузов и их библиотек, которые размещают на одной платформе свою литературу и получают доступ к книгам других участников проекта. Так был сформирован фонд из более чем 43 000 изданий по всем областям знаний, доступ к которым участники проекта получают бесплатно.

Что это, как не оптимизация расходов на увеличение библиотечного фонда?

С другой стороны, актуальной становится и возможность привлечь средства в вуз посредством деятельности библиотеки. Это может быть ее проектная деятельность (об этом далее), организация мероприятий, сдача пространства и оборудования библиотеки в аренду, победы в отраслевых конкурсах и т. д. Все это для библиотеки — способ еще раз обозначить свою ценность, а главное — продемонстрировать гибкость и готовность развиваться, в том числе в новых для себя направлениях.

3. Проектная деятельность библиотеки

Реализация различных проектов для научной библиотеки — это не только способ «зарабатывания» денег. Это еще и самовыражение, развитие, общественная польза. 

Сотрудники библиотек не только эксперты в своей области. Чаще всего это еще и очень талантливые, разносторонние люди, которым принадлежат яркие, нестандартные идеи. Так, библиотеки проводят свои акции (например, как «Свидание вслепую» от библиотеки Байкальского государственного университета), создают коворкинг-центры (как в библиотеке СибГУ им. М. Ф.  Решетнёва). В библиотеке ТГУ был запущен проект «Мобильные полки», в библиотеке КГУ им. К. Э. Циолковского — проект «Библиофлора».

Библиотеки занимаются краеведческой деятельностью, популяризируют науку, продвигают культурные и образовательные инициативы, выполняют цифровые задачи. Так что возможности для проектной деятельности библиотек практически безграничны, а главное — это направление необходимо развивать, если вуз и его библиотека претендуют на современность и своевременность.

Какие-то проекты библиотека может реализовать самостоятельно. В некоторых не обойтись без поддержки вуза. В других необходимо задействовать власть, министерства, некоммерческие грантовые фонды и конкурсы. 

Об участии в конкурсах — в том числе на представлении библиотечных проектов — подробнее можно узнать здесь. Какие-то проекты можно реализовать при помощи краудфандинга (подробнее здесь). 

Больше о возможностях оптимизации расходов и привлечении новых средств библиотеки могут узнать из этой статьи.

4. Мультифункциональное и современное пространство

Еще одна тенденция изменения библиотек — преобразование пространства, в основном тех площадей, которые предназначены для читальных залов и работы пользователей библиотек.

Свою лепту вносят модельные библиотеки, кардинально меняющие представление о муниципальной библиотеке, но вузовские библиотеки не отстают. Многие из идей, реализованных в модельных библиотеках, уместны и в университетском подразделении.

Если говорить об общих ориентирах, то библиотеки стремятся сделать максимально удобную и привлекательную среду для времяпрепровождения студентов: диванчики вместо твердых стульев, современная мебель, яркий, гармоничный, выдержанный интерьер.

Кроме того, это пространство становится мультифункциональным: не только читальный зал, но и место для проведения конференций и литературных вечеров. Наконец, это пространство адаптировано для самых разных читателей, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов, и оснащено современной техникой для работы с электронными ресурсами и  для проведения мероприятий.

5. Больше молодежи, Или непрерывное развитие

Библиотеки часто акцентируют внимание на том, что коллектив редеет, остаются только самые стойкие, часто — те, кто проработал уже несколько десятилетий в стенах библиотеки, ставшей по-настоящему родной.

Но новый функционал этих вузовских подразделений — библиотек, — необходимость быть гибкими, динамичными, активными структурами требует новых компетенций и той самой гибкости уже от сотрудников библиотеки. Не всегда к изменениям готовы опытные библиотекари — иногда эту задачу берет на себя «свежая кровь».

Они же, молодые и инициативные, часто лучше опытных сотрудников понимают, как важно говорить с читателем на его цифровом языке, вести соцсети библиотеки, организовывать мероприятия, формировать вокруг себя интересную среду. Так формируется тенденция на труднодостижимое, но необходимое омоложение библиотеки. Например, привлечение молодых специалистов, сведущих не только в библиотечном деле, но и в ведении соцсетей, организации мероприятий, реализации проектов активно практикуется в ИЦ-НБ САФУ.

Или — на непрерывное образование сотрудников библиотеки. Ведь молодость — она не только в теле. Развиваться, учиться новому, осваивать современные технологии и инструменты — вот что требует от сотрудника библиотеки современная среда.

6. Современные технологии

Отсюда же вытекает заключительная — но не по важности — тенденция: цифровые сервисы и решения, современные технологии, игнорировать которые более невозможно. Да, умелая работа в ИРБИС или любой другой АБИС требует от сотрудника библиотеки чуть ли не первичных навыков программирования, однако и этого уже сейчас недостаточно: подключаются все новые и новые сервисы, платформы, площадки, которые необходимо осваивать.

Еще несколько лет назад важно было научиться работать в электронной почте, с Word и PowerPoint. Сейчас этого уже недостаточно: библиотека должна уметь делать плакаты для своих мероприятий в графических редакторах, создавать красочные и содержательные e-mail-рассылки, работать с облачными инструментами и многое другое. 

Не зря эти темы включают в учебную программу организаторы курсов повышения квалификации для сотрудников библиотек. Например, на прошедших в этом году курсах «Современные функции библиотеки профессионального учебного заведения» и «Библиотека как центр развития современного университета» отдельные учебные модули были посвящены копирайтингу, каналам коммуникации, SMM.

Еще один инструмент на вооружении у сотрудника библиотеки — видеоредакторы. Сегодня видео становится одним из самых востребованных, легко распространяемых и воспринимаемых видов контента. По словам организаторов упомянутых курсов, следующие онлайн-интенсивы затронут и эту тему.

Все это — не только один из аспектов непрерывного образования, о котором мы говорили чуть выше, но и важный критерий цифрового развития всего вуза. Игнорировать его уже нет времени — время осваивать новое.

Таким образом, научная библиотека уже сегодня — это совершенно масштабное по части функций и задач вузовское подразделение.

А завтра?

А завтра — это экспертный, консультационный центр с мультифункциональным пространством и современными сервисными решениями, компетентными и активными сотрудниками, собственными проектами и инициативами.