библиотеки в электронном веке
Министрерство науки и высшего образования РФ разработало программу финансовой и методической поддержки цифровизации вузов, направленную на преодоление цифрового неравенства среди учреждений высшей школы. Планируется до конца следующего года помочь финансово более чем сотне университетов с критическими потребностями в модернизации инфраструктуры. Совет Российского союза ректоров поддержал предложенный Минобрнауки России подход.
Уроки «стресс-теста»: необходимо «подтянуть» преподавателей
В начале июля глава Минобрнауки Валерий Фальков ознакомился с докладом, подготовленным группой ректоров ведущих университетов: «Уроки „стресс-теста“. Вузы в условиях пандемии и после нее». На взгляд авторов, вузы страны в целом успешно справились с введением дистанционного образования во время карантина. При этом они отметили, что переход на «дистанционку» требует дальнейшего развития программ психологической и социальной поддержки студентов и преподавателей.
В конце сентября, когда начала подниматься вторая волна пандемии, уже Минобрнауки подготовило свой доклад с анализом итогов «стресс-теста». Согласившись с выводом ректоров, что высшая школа в целом справилась с ситуацией, авторы доклада обратили внимание на то, что во многих вузах необходимо повысить знания преподавателей по цифровым технологиям.
Выступая в СМИ, многие ректоры и проректоры вузов различной направленности, не сговариваясь, говорят об этом же.
Цифровизация началась с интернета в университетах
Одной цифровой среды для успешного развития дистанционного формата обучения недостаточно. Необходимо еще одно слагаемое — обученные и вовлеченные в процесс преподаватели, убеждены в Томском политехническом университете. Вуз последовательно обучал преподавателей цифровым навыкам — сегодня каждый умеет работать с персональным сайтом, с системой электронного обучения Moodle, которая внедрена с 2014 года во все формы обучения вуза, с другими инструментами.
«Утром 16 марта было принято решение о переходе на дистант, а уже вечером я рассылал педагогам и студентам письма и видеоинструкции, как и что необходимо сделать. Мы предложили использовать видеоконференции на платформе Zoom (кроме того, мы используем Cisco Webex Meetings и чуть позже, в течение нескольких дней, развернули на собственных серверах систему BigBlueButton). И утром 17 марта
250 групп получили рассылку от преподавателей на конференции и перешли на дистанционное обучение. А уже через несколько дней преподаватели встроили в свой учебный процесс виртуальные лабораторные работы, онлайн-курсы, тренажеры виртуальной реальности и многие другие ресурсы как собственной разработки, так и других авторов», — рассказал в интервью «Российской газете» проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев.
По его словам, цифровизация в вузе началась с того момента, как Интернет пришел в университеты. Началось с того, что сами разработали полноценную систему электронного обучения для заочников. С годами техническая платформа становилась более мощной, вокруг нее росли цифровые сервисы.
Уже более десяти лет в ТПУ работает так называемый корпоративный портал: система сайтов преподавателей, которые они могут редактировать сами, не будучи программистами. Именно на этих сайтах размещаются авторские онлайн-курсы, которых на январь нынешнего года насчитывалось около 1200.
Кроме того, в инженерном вузе, где подготовка невозможна без отработки практических навыков, создали виртуальные лаборатории. Сегодня в вузе около
220 виртуальных лабораторий. Когда появилась необходимость использовать в образовательном процессе лицензионное программное обеспечение, в Политехе развернули службу удаленного запуска приложений.
Пандемия вывела из зоны комфорта
Как сообщил порталу «Будущее России. Национальные проекты» ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, многие его коллеги в университете считают, что, если бы эпидемии коронавируса не было, ее стоило бы придумать, чтобы вывести университеты — администрацию, преподавателей, обслуживающий персонал — из зоны комфорта, в которой они долгое время работали.
«Пандемия вывела нас из зоны комфорта — началась организация дистанционного обучения… Уже сейчас появляются новые технологии и возможности, которые нужно использовать. Это совершенно очевидно. В нашем университете 1 сентября стартовал уникальный проект, пока в пилотном режиме, с участием примерно тысячи человек. Мы создали персонального помощника — аватар. Аватары будут, общаясь не только со своими хозяевами, но и между собой, подсказывать хозяину возможные траектории. Но выбор все равно будет оставаться за человеком. Это очень важно, потому что таким образом развивается мышление», — цитирует портал ректора.
Преподаватель должен быть навигатором
По словам ректора Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Виктора Кокшарова, полностью переходить на онлайн-образование вуз не планирует, но будет использовать полученный в условиях ограничений опыт и в дальнейшем.
«Будем использовать соответствующие технологии в процессе обучения, поскольку они показали свою эффективность. Мы впервые почувствовали, что ребята способны работать самостоятельно, нужно лишь создать условия. Преподаватель должен быть навигатором, взаимодействовать с аудиторией, используя технологии дистанционного обучения, а не только читать лекции», — сообщил в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» ректор УрФУ.
Вуз выиграл крупные гранты по цифровизации университета, производит контент, занимается переподготовкой по современным технологиям (в том числе бесплатно) научно-педагогических работников не только своего, но и других вузов. Активно внедряет цифровые технологии и в образовании, и в управлении университетом, переходит на новые форматы.
«Сейчас происходит серьезный перелом в области образовательных технологий. Появляется то, чего не было в советское время и в начале 2000-х годов. Наш университет работает над индивидуализацией обучения и усилением связи с работодателем», — добавил Виктор Кокшаров.
Опыт, полученный весной, он сравнил с оживлением мертвого организма.
«Сначала пошевелил его голову, потом подвигал конечностями — вроде шевелится. На "оживление организма" ушел целый месяц. Оно происходило поэтапно: сначала — высший уровень управления, затем — департаменты и управления, потом — деканаты, кафедры, образовательные программы… По-настоящему на дистанционную форму перешли 25–30% преподавателей. Остальные использовали комбинированные формы, приближенные к дистанционному обучению. Это показали опросы преподавателей и студентов. Основываясь на опыте карантина, мне кажется, будет довольно сложно вернуться к тому, от чего мы ушли. Если ситуация позволит, образование должно проходить в традиционном аудиторном формате. Но материалы и опыт, который мы наработали, нужно использовать в организации самостоятельной работы студентов, в непрерывном дополнительном образовании. Мы можем их применять для освоения дополнительных, факультативных курсов», — считает ректор УрФУ.
У каждого университета своя миссия и своя стратегическая цель
Одна из основных причин цифрового неравенства российских вузов — неравномерное развитие регионов. Столичные, федеральные и региональные вузы сталкиваются с совершенно различными проблемами.
На взгляд ректора Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) Сергея Иванченко, в каждом регионе должен быть опорный университет. Небольшим региональным вузам очень сложно участвовать в одном конкурсе с федеральными и научно-исследовательскими университетами, которые получают лучшее финансирование.
«Стоит поддержать вузы на Камчатке, иначе прекратится развитие этого региона. В настоящее время реализуется совместный проект СахГУ с ведущими университетами России. Сахалин — богатый край. Думаю, областное правительство найдет средства для финансирования данного проекта. А в Еврейской автономной области всего один небольшой университет (1,5 тыс. студентов), но он нужен региону. Кто обеспечит кадрами Еврейскую автономную область, если в ней не будет опорного университета?», — задал риторический вопрос в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» Сергей Иванченко.
«У каждого университета своя миссия и своя стратегическая цель, — заявил в интервью тому же порталу Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. — Я общаюсь с очень уважаемыми прогрессивными ректорами. Иногда нам удается спокойно поговорить и поразмышлять. Вызовы, проблемы и задачи, которые называют ректоры региональных вузов, кажутся мне даже немного смешными. А коллеги далеки от вызовов, которые стоят перед ИТМО. Это прекрасные вузы, расположенные в регионах — от Хабаровска до средней полосы России, — но они совершенно иначе определили свою миссию, поставили другие стратегические цели и задачи».
Площадка союза ректоров стала основной для принятия ключевых решений
Во второй декаде октября Совет Российского союза ректоров и Минобрнауки обсудили в онлайн-формате складывающуюся ситуацию на совместном заседании, к которому правительственное ведомство подготовило доклад об основных подходах к цифровому развитию высшего образования.
Выступая перед собравшимися, Валерий Фальков отметил, что «понимание традиционной формы обучения претерпело максимальные изменения — по факту она стала смешанной». На его взгляд, правильно, что все участники образовательного процесса задействованы в решении организационных вопросов.
«Я знаю, что включились механизмы самоорганизации на микроуровне: когда отдельные группы на уровне деканов обсуждают, какие занятия лучше провести онлайн или очно, чтобы избежать рисков… Я приветствую опыт ректоров, которые скомпоновали всю учебную нагрузку, когда студенты занимаются, не приезжая в кампус два-три дня. Этим мы снижаем риски заражения и не нагружаем транспортную инфраструктуру городов», — считает Валерий Фальков.
Президент российского союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий напомнил, что на площадке Союза ректоров обсуждалось множество вопросов, вставших перед высшей школой в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией. Это и организация учебного процесса в дистанционном формате в период общей самоизоляции, и проведение олимпиад школьников, и трудоустройство студентов и выпускников, и вопросы приема в вузы, и многое другое. Причем эти обсуждения вышли и на международный уровень: были проведены форумы ректоров с коллегами из Узбекистана и Ирана.
По словам Валерия Фалькова, «площадка российского союза ректоров стала основной для принятия ключевых тактических решений, связанных с текущим моментом, а также обсуждение вопросов на перспективу».
Доклад об основных подходах к цифровому развитию высшего образования представил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников. По сути, меры, которые предлагает ведомство, должны способствовать преодолению цифрового неравенства вузов страны.
Минобрнауки поможет сотне вузов преодолеть цифровое неравенство
Ведомство планирует уже в этом году произвести оценку уровня развития цифровой инфраструктуры университетов, определить вузы с критическими потребностями в модернизации инфраструктуры и оказание им финансовой поддержки.
«На первом этапе мы предполагаем отобрать около 44 вузов, которые получат финансовую поддержку. Предполагается, что университеты направят эти средства в первую очередь на оснащение вайфай общежитий для того, чтобы сделать образовательный процесс непрерывным, а также приобретение необходимого оборудования для осуществления деятельности в дистанционном формате», — сказал Александр Нарукавников.
В 2021 году, по его словам, планируется, что поддержку получат еще порядка 60 университетов.
«Наша глобальная цель к 2024 году включение расходов на цифровизацию в норматив затрат на оказание госуслуг», — заявил замминистра.
Ведомство инициировало включение ряда мероприятий в общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. В частности, программу финансовой и методической поддержки цифровизации вузов.
Александр Нарукавников отметил, что цифровая трансформация высшего образования предполагает создание новых условий взаимодействия студентов и преподавателей, развитие виртуальной академической мобильности, реализацию индивидуальных образовательных траекторий, а также повышение уровня цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава. Особое внимание, по мнению замминистра, следует обратить на организацию высокоскоростного интернета в вузах и общежитиях.
«Цифровая трансформация для образовательных организаций — это высокая автоматизация административно-хозяйственных процессов, развитие и внедрение технологий онлайн и дистанционного образования, формирование цифровой культуры, модернизация инфраструктуры, интеграция электронно-образовательной среды вузов с инфраструктурой минобрнауки. Это позволит сформировать единое цифровое образовательное пространство и выработать подходы для создания «озера данных», внедрить новые подходы для принятия управленческих решений на основании достоверных данных», — считает замминистра Александр Нарукавников.
Совет Российского союза ректоров поддержал предложенный Минобрнауки России подход к обеспечению финансовой поддержки вузов по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также предложения по разработке концепции цифровой трансформации высшего образования.
При российском союзе ректоров планируется создание рабочей группы по этим вопросам.