Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Медиаактивность вуза: зачем сегодня публично заявлять о своей позиции, достижениях и проблемах

В августе 2021 года Минобрнауки впервые представило результаты рейтинга медийной активности 219 подведомственных вузов. Отчет об их медиаактивности с того времени стал ежемесячным, а со следующего года Минобрнауки планирует анализировать и вузы, относящиеся к другим ведомствам: Минсельхозу, Минздраву, Минпросвещения, Минкультуры и Минспорта. По каким критериям ранжируются в этом рейтинге вузы и зачем он вообще нужен Минобру и самим университетам?

 

В рейтинге оцениваются три критерия, имеющих различный удельный вес при подсчете итогового результата: 

Что учитывают эти показатели? Index Mass Media учитывает количество публикаций о вузе и его сотрудниках в региональных, федеральных и интернет-СМИ, аудиторию этих источников, количество вышедших сюжетов. Index Social оценивает работу вуза в 8 социальных сетях: ВКонтакте, Instagram, Telegram, Facebook, YouTube, TikTok, «Одноклассники», Twitter, а также привлеченный через них трафик на сайт вуза. Наконец, Index Site оценивает охват аудитории, которая использует сайт вуза для поиска нужной информации, количество отказов и среднее время, которое пользователь проводит на сайте.

По словам замминистра науки и высшего образования Елены Дружининой, такой рейтинг нужен в первую очередь для того, чтобы вузы видели, насколько успешно они работают со своей аудиторией. При этом, по ее словам, само место в рейтинге не так важно (причем как для вуза, так и для министерства), если сам вуз ведет все социальные сети, активно развивает сайт и взаимодействует с пресс-службой Минобрнауки.

Очень хочется в это верить, вот только вряд ли спокойнее стала жизнь у Российско-Таджикского (Славянского) университета, Поволжского государственного университета сервиса, Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина и других вузов, которые оказались в самом конце списка… Скорее всего, их деятельность направлена сейчас на то, чтобы как можно быстрее повысить свои результаты.

А кто оказался в лидерах?.. В рейтинге за июль, представленном в августе, лидировали такие организации:  

При этом, например, в рейтинге медийной активности вузов за октябрь (был представлен 15 ноября) список лидеров выглядит уже иначе: 

Как отмечают в министерстве, особенно серьезную работу провел БелГУ, «он впервые вошел в топ-10 рейтинга медиаактивности». На его примере ведомство снова подчеркивает, что важен не сам результат, а положительная динамика.

Это означает, что вуз, даже оказавшийся на первых строчках рейтинга, не может расслабиться, а должен и дальше работать над повышением своих показателей.

Любопытно, что в начале 2021 года подобный рейтинг представила и Медиалогия, чьи результаты отличаются от данных Минобрнауки. В десятке лидеров этого рейтинга, определенных по медиаиндексу, количеству и качеству упоминаний в СМИ, оказались:

Как видим, в основном в этом рейтинге оказались столичные вузы, при этом, как отмечает сама Медиалогия, индекс медиактивности оценивает и такие инфоповоды, как «Сын миллиардера Алексея Мордашова ушел в армию после отчисления из НИУ ВШЭ». Вероятно, не все инфоповоды одинаково полезны вузам, даже если и привлекают внимание общественности. Например, в сентябре ПГНИУ возглавил список вузов в рейтинге Минобрнауки, однако очевидно, что связано это было не столько с научной, образовательной или социальной жизнью университета, сколько с драматическими событиями.

Какие цели преследовал Минобрнауки при формировании своего рейтинга?.. В первую очередь — популяризация науки и образования. Эта цель пересекается и с тематикой Года науки и технологий. 

Однако популяризация достигается не только медийной активностью, но и повышением качества образования, эффективной научной деятельностью вуза и результативным трудоустройством выпускников. Поэтому, если соотнести списки вузов, возглавивших рейтинги Минобрнауки, с профильными рейтингами Forbes и RAEX, то получается, что РУДН и РЭУ им. Плеханова более активны в СМИ, чем в достижении высоких показателей по качеству обучения.

Впрочем, для Минобрнауки подобные рейтинги позволяют формировать отчетность о собственной работе по популяризации науки и образования, а также дополнительно воздействовать на подведомственные организации. Например, ранее поднимался вопрос пересмотра показателей эффективности ректоров. Вполне возможно, что одним из критериев оценки как раз и станет заметность вуза в инфополе.

Всё это образовательные учреждения понимают, поэтому, раз уже создан рейтинг, стараются улучшить свои показатели по представленным критериям. Так, например, за 4 месяца с начала регулярного представления данных рейтинга медиаактивности, вузы создали 157 новых аккаунтов в соцсетях.

Остается один вопрос — зачем же самим вузам развивать соцсети, вести сайт, взаимодействовать со СМИ?.. Так, чтобы эти усилия были направлены не на отчетность  перед учредителем, а на получение собственной выгоды, да есть ли она вообще?

Очень много сегодня говорится о трансформации университета, который уже не может позволить себе оставаться «просто университетом». Почему? Не даст конкурентная рыночная среда, незримая борьба за бюджеты и талантливых абитуриентов, вовлеченность вуза в развитие экономики региона. Более того, тренд, характеризующий современный рынок труда, где кандидатам все лучше нужно уметь «продавать себя», распространяется и на сами организации. 

Поэтому современный университет должен уметь публично заявить о себе — о своей позиции, достижениях и даже проблемах. Это вызывает доверие у абитуриентов и их родителей, снимает информационные барьеры, позволяет заочно познакомиться с вузом, его деятельностью, идеалами и стремлениями его студентов и преподавателей.

На самом деле, это самое настоящее продвижение бренда университета в широком смысле. В это понятие входит абсолютно все, от того, вкусно ли кормят в столовой и не ворчит ли гардеробщица, до уникальных программ стажировок, стипендий и карьерных перспектив. Это важные параметры, но современные абитуриенты и родители даже чаще видят не их, а некий эмоционально окрашенный образ университета, его статус, которому и отдают предпочтение.

Повысить этот статус и донести до будущего студента (и учредителя) свою ценность как раз и можно с помощью соцсетей, взаимодействия со СМИ и работы над сайтом.

Только помогают ли в этом рейтинги?..