Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Культурная программа в книжном клубе
Книги создают антураж и атмосферу, большая часть из них продается
Поэтические вечера, лекции, мастер-классы... Не только публичные библиотеки, но и книжные магазины сегодня позиционируют себя в роли культурных центров и стремятся максимально расширить свой репертуар. Известный книжный клуб «Книги и кофе», созданный в 2008 г. писателем Александром Житинским, поделился опытом: какие форматы интересны публике и с какими сложностями пришлось встретиться в текущем году.
Ольга Светлая,
администратор арт-клуба «Книги и кофе», Санкт-Петербург
«Изюминка» формата
Изначально арт-клуб «Книги и кофе» был создан при Центре современной литературы и книги. В тот момент в фокусе внимания были книги и концерты, кофе — весьма «условный», из кофемашины. Но три года назад клуб переехал и все направления стали равноправны: теперь кофейня занимает отдельный зал, концерты, лекции, кинопоказы проходят в концертном зале, частные мероприятия — в тайной комнате. Книги — везде, нельзя сказать, что мы чему-то уделяем больше внимания.
Многие ошибочно называют клуб «Кофе и книги», иначе расставляя приоритеты, но это совсем не так. Книги занимают большую площадь нашего заведения, они всюду: в концертном и кофейном залах, в тайной комнате. Есть книги-украшения, среди них — даже старинные экземпляры, но большая часть наших книг продается, это действительно магазин!
Два стеллажа отведены под популярный сегодня букроссинг. В ближайшее время планируем открыть библиотеку Саши Житинской. Это издания из домашней коллекции, которыми она захотела поделиться с читателями: книги об искусстве, театре и актерском ремесле, целая полка, посвященная мимам и пластике. Конечно, необходимо завести библиотечный абонемент: будем выдавать книгу не на две недели, а на более длительный срок. Единственное, придется ввести какой-то залог — все-таки, это семейные книги и хотелось бы, чтобы они возвращались.
«Авторские книги»
Основу нашей книжной коллекции составляют «авторские книги» — так в нашем клубе мы называем издания, которые писатели выпускают самостоятельно за свой счет. Такой подход — часть концепции: клуб дает возможность выступить любому желающему, реализовать свою идею, книгу, стихи. Дело в том, что Александр Житинский в свое время активно поддерживал интернет-литературу. Он помогал издаваться молодым авторам, которых сам находил в сети. Наша площадка соединила интернет-культуру и реальную жизнь. Сейчас книги неизвестных авторов — наша традиция. Два больших стеллажа — авторская литература, стихи и проза. Среди авторских книг есть также и детские, недавно писательница из Тюмени прислала нам свои произведения вообще, авторы присылают книги из самых разных уголков страны. Мы публикуем описание книги в наших социальных пабликах и выставляем книги на полках.
Кто ваша публика?
Частные гости — люди, живущие поблизости, они, как правило, заходят в кафе. Значительную часть публики составляют студенты — вокруг нашего арт-клуба много учебных заведений, в их числе Художественная и Театральная академии. Привычная картина для клуба — посетители за работой, в книжном зале тишина и бесплатный вай-фай. Часть аудитории внимательно следит за концертной афишей: наши частные гости — известные петербургские музыканты: Константин Арбенин, Михаил Башаков, Кирилл Комаров, их зрители являются нашей постоянной публикой.
К тому же, арт-клуб имеет репутацию типично питерского места с характерной атмосферой, поэтому к нам часто заходят гости города, в том числе и иностранцы. Есть у нас и давние поклонники, которые посещают арт-клуб с момента его основания и считают это место своим вне зависимости от того, где живут.
Культурная программа: выбор форм и сюжетов
Расширение формата за пределы торговли книгами — общая тенденция в книжных магазинах. Но у нас идея общения зрителя с творческой личностью была заложена изначально. С момента создания книжного клуба концертная деятельность занимала ведущее место, встречи с писателями и поэтами здесь были всегда, хотя бы потому, что клуб базировался на литературном обществе. И сегодня мы продолжаем следовать этому вектору, заданному Александром Житинским.
Как и другие книжные магазины, мы практикуем презентации: как правило, авторы сами проявляют инициативу, а мы помогаем им встретиться с читателем. Когда проводили курс лекций зарубежной литературы, мы делали отдельный стенд, на котором презентовали обсуждаемые книги. После лекции слушатели могли их полистать и приобрести.
Каждый желающий может арендовать концертный зал или тайную комнату и провести мастер-класс, урок, концерт или творческий вечер. В этом идейная особенность нашего клуба — дать возможность любому человеку выступить в роли актера, писателя, поэта, тренера. Единственный критерий — быть вне политики и религии. Музыкальное направление нашей программы — живая музыка, фортепианные концерты, музыканты ленинградского рок-клуба, которых в свое время поддерживал Александр Житинский, а также наши частные гости.
Пожалуй, сейчас наибольшее внимание привлекает кинолекторий Леонида Цыткина, неподражаемого кинокритика. Каждый понедельник у нас можно посмотреть редкий фильм и послушать посвященную ему лекцию. Этот проект очень посещаем, и хотя мероприятия условно бесплатные — оплачиваются по системе donation — посетители оставляют хорошие деньги, потому что лекции очень интересны и познавательны.
Детская программа очень разнообразна: презентации детских книг, однодневные мастер-классы по рукоделию (например, лепка или рисование). По выходным в дневное время часто проводим детские музыкальные мероприятия в форме игры. Прикрепленного к арт-клубу театра нет, кукольные и игровые спектакли проводят сторонние театральные коллективы. Как правило, они сами выходят на связь, многие сотрудничают с нами уже не один год. Постоянный проект — Школа юных сказочников, в которой дети от занятия к занятию развивают и дописывают сказку, это длительный многолетний проект. Кстати, детская публика из самых разных уголков города: в спальных районах не так много детских учреждений, которые в выходные дни будут проводить детские мероприятия. К тому же, детям нравится, когда поход в театр совмещается с поездкой в центр города — это своеобразное приключение.
Спад посещаемости
К сожалению, явная тенденция этого года — спад посещаемости. Традиционное летнее затишье так и не сменилось осенним подъемом: посещаемость мероприятий и кафе снизилась примерно в три раза. Литературные мероприятия, презентации «авторских книг» в данный момент собирают очень небольшую аудиторию, даже встречи с известными писателями не вызывают большого отклика — это тенденция текущего года. Например, в начале лета у нас с большим успехом прошел цикл лекций по зарубежной литературе XX века, которые читал писатель Лев Наумов. Мы решили повторить этот цикл, расширив и дополнив программу, но столкнулись с тем, что уже на протяжении трех месяцев не можем набрать необходимое количество слушателей, чтобы начать курс: абонементы не выкупаются, хотя их цена сравнительно не высока. Мы связываем этот спад с экономическим кризисом: у зрителя нет возможности заплатить за билет, а у писателя — арендовать зал.
У нас существует программа бесплатных встреч, как для зрителей, так и для писателей. Также мы активно практикуем систему donation, когда зрители оставляют столько, сколько посчитают нужным, в конце мероприятия (кстати, иногда система donation привлекает больше средств, чем фиксированная оплата). Но даже таким образом поддержать культурную активность в клубе не удается. В то же время продажи книг сохранились на привычном уровне.
Доходность проектов
Доходы от концертной программы невелики: они просто отбивают аренду, которая весьма значительна, ведь это центр города, да и помещение не маленькое. Книги продаются, особенно детские, но, конечно, не являются экономическим оплотом: скорее, создают атмосферу и антураж. Кафе и кухня, самое приземленное направление, является фундаментом в финансовом смысле. Хотя кофейня сейчас тоже терпит потери, падение посещаемости коснулось и ее. В данный момент мы, к сожалению, находимся в условиях выживания, надеемся, что ситуация изменится к Новому году.
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.
За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?
Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.