Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей
Обновленная библиотека им. Гоголя – одно из самых актуальных мест в городе
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, однако выявил новую потребность – в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.
Библиотеки оказались подходящими организаторами: они обладают информационными фондами, интеллектуальной аурой и физическими пространствами. Добавить к этому современный дизайн, немного энтузиазма и можно вливаться в глобальную тенденцию.
Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.
Языковые клубы в библиотеке им. Гоголя
Клубы английского, немецкого и французского языков в библиотеке Гоголя — одни из первых в городе, им уже больше 10 лет, но только сейчас они превратились в часть общей тенденции. Особое внимание здесь уделяют развитию разговорных навыков — ведь именно их сложнее всего получить в иной языковой среде. Два часа в неделю — не много, но и не мало. Если сочетать с самостоятельным чтением, просмотром фильмов с субтитрами — вполне серьезная языковая практика. Преподают профессиональные переводчики и преподаватели. Группы по 15-20 человек — подходящее число, чтобы и самому высказаться, и других послушать. Занимаются владеющие языком не ниже начального / среднего уровня, хотя для начинающих в английском недавно открыли отдельную группу. К новичкам дружелюбны: можно прийти, осмотреться. Кто-то здесь в первый раз, другие занимаются по несколько лет. К урокам можно присоединиться в любое время: за одно-два занятия определить, подходит ли вам уровень группы. Экзаменов нет, но домашние задания задают, хотя строго не спрашивают — все-таки, это клубы для любителей языка, а не профессиональные курсы.
Открытые кинопоказы в библиотеке им. Маяковского
Недавно библиотека пополнила свою киноколлекцию и с радостью делится ею с посетителями. Фильмы можно смотреть как в кинозале, так и в компьютерном зале медиатеки, специально оборудованном пространстве для работы с информацией на электронных медиа.
В Маяковке целых три медиатеки — и везде можно сходить на бесплатный киносеанс. На Невском, 20 ежедневно показывают мировые шедевры. В основном, это ретроспектива американского и французского кино 1920-1950 годов и тематические документальные серии. Тогда как в большинстве кинотеатров идут коммерческие новинки, библиотеки дарят удовольствие смотреть на большом экране проверенные временем фильмы и редкие записи. Причем до двух дня, когда начинаются публичные показы, можно самому выбрать любой фильм из фонда и посмотреть его в кинозале — никто не будет против. В медиатеке на Фонтанке, 44 в рамках проекта КиноГлобус перед каждым сеансом читают лекцию о фильме. А тем, кто изучает иностранные языки, будет интересно заглянуть в филиал зарубежной литературы, который находится в соседнем здании — здесь показывают кино на языке оригинала с субтитрами. Везде можно оставлять свои пожелания о том, что хотелось бы посмотреть. Единственный минус библиотечных кинопоказов по сравнению с кинотеатрами: вам не удастся посетить вечерний сеанс — библиотеки работают до восьми часов вечера.
Открытые мастерские в Лиговской библиотеке приглашают тех, кто любит мастерить или хочет научиться делать что-то своими руками. Пожалуй, это первый в городе — и один из первых в мире подобный проект. В библиотеках разных стран набирает силу движение makerspace — создаются пространства «сделай сам». В эпоху потребительства, когда все есть и все можно купить, наметилась противоположная тенденция — люди начинают ценить хэндмейд в противовес конвейеру. Оказывается, мы не нуждаемся во многом — но мы нуждаемся в сделанном с душой. Одна из целей организации таких пространств в библиотеках — превратить потребителей в создателей. Открытые мастерские напоминают: мы можем сами создавать необходимое для своей жизни.
Команда Открытых мастерских приглашает участников записываться на бесплатные занятия по дизайну одежды и ювелирному мастерству, фотографии, реставрации книг и столярному делу. Продолжительность обучения — от однодневных мастер-классов до полноценных трехмесячных курсов. От желающих ждут мотивационное письмо, в котором нужно рассказать о своих интересах, опыте и о том, чему хотелось бы научиться у мастера. В свободное пространство всегда можно и просто заглянуть на выставку или послушать посвященную прикладным искусствам лекцию.
Математика для взрослых в библиотеке им. Ленина
Это один из курсов, организованных на базе библиотеки с помощью Подвесного университета. Подвесной университет — виртуальное сообщество и особая форма передачи знаний на безвозмездной основе: студенты и преподаватели, а вернее те, кто хочет учиться, и те, кто хочет делиться своими знаниями, на онлайн-странице университета находят друг друга и площадки для проведения занятий. Библиотеки — самое подходящее место.
Математика для взрослых — клуб для тех, кто любит математику и получает от нее удовольствие. Отправная точка — старшие классы средней школы. Уровень слушателей разный — от гуманитариев, никогда не изучавших математику после выпуска из школы, до выпускников технических вузов: все находят что-то свое. Авторская методика преподавателя позволяет влиться любому желающему с любого момента. Организаторы говорят, что даже те, кто приходил через два месяца после начала, спокойно включались в процесс и заполняли пробелы в знаниях: многие сложные вещи преподаватель объясняет простым языком. Как такового учебного плана в соответствии с конкретным учебником нет, курс выстраивается исходя из пожеланий группы: в конце каждого занятия слушатели решают, в каком направлении двигаться дальше. Экзаменов тоже нет: участники не ставят профессиональных задач, это клуб для тех, кто хочет заниматься математикой. В отличие от многих курсов, клуб продолжал занятия даже летом.
Поэтический клуб «Карповка, 28» в библиотеке им. Лавренева
Сюда можно зайти почитать и послушать стихи — свои или чужие. Салон был образован лишь в 2011 году, но за это время успел приобрести известность. Юлия Хрисантова, создатель и руководитель клуба, сама пишет стихи, но признается, что лишь с появлением Интернета узнала, что таких, как она, оказывается, много. Тогда и возникла идея проводить поэтические встречи.
Входной билет для желающих выступать в салоне — Открытый микрофон. В этой рубрике любой человек, ощущающий в себе поэта, может выйти на сцену и в течение 5-10 минут почитать для слушателей в зале свои стихи. Единственное требование — цензурная лексика, все-таки библиотека. Тем, кого тепло примет публика — дорога в Авторскую рубрику: она длится до получаса. Поэтическая мозаика — для тех, кто сам стихов не пишет, но чувствует в себе драматическую жилку: здесь можно почитать произведения любимых авторов.
Выступают люди самых разных профессий, организаторы шутят, что в Петербурге поэтов больше, чем непоэтов. Нужно быть готовым и к дискуссии: зал не только поаплодирует, но и обсудит в литературоведческом ключе. Традиция поэтических вечеров, популярная в прошедшие эпохи, в наши дни получает второе дыхание. Интернет-коммуникации дали возможность творческим людям узнавать друг о друге и одновременно выявили голод живого общения. Опубликоваться в сети сейчас легко, а вот выступить вживую перед аудиторией — настоящий вызов. Для некоторых участников «Карповка, 28» стала отправной точкой: они выпускают свои книги и создают собственные проекты. Кстати, клуб вполне оснащен технически — современный микрофон, видеокамера, есть монитор, по которому проводят телемосты.
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова
Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу.
Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.
«Где знание, которое мы потеряли в сведениях?», – такая цитата Томаса Элиота предваряет рассуждения о цифровом мире Кристофера Фарли – американского актера и комика, который в студенчестве работал библиотекарем.