Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как университетские библиотеки помогают интернационализировать образование: успешные примеры сотрудничества

Международные проекты, программы обмена и другие примеры успешного сотрудничества вузов России с Китаем, Ираном, странами Африки и Южной Америки.

Как университетские библиотеки могут помочь интегрировать студентов и преподавателей в мировое образовательное сообщество, предоставляя им доступ к уникальным ресурсам и знаниям? Разбираемся на примере успешных кейсов. 

Вклад библиотек в интернационализацию образования

Университетские библиотеки способны создавать условия для межкультурного обмена. Одним из ключевых аспектов их работы можно назвать обеспечение доступа к многоязычным мультимедийным ресурсам. Это позволяет студентам и преподавателям находить материалы на разных языках, что особенно важно для участия в международных исследованиях и проектах.

Библиотеки также организуют обучающие программы по использованию специализированных баз данных и научных платформ, что помогает пользователям эффективно ориентироваться в академическом пространстве и успешно участвовать в международных проектах.

Особое внимание в этой статье мы уделим образовательному сотрудничеству России с Китаем, Ираном, странами Африки и Южной Америки. Эти регионы предлагают уникальные возможности для совместных образовательных программ и обменов, в которых университетские библиотеки могут играть важную роль.

Россия и Китай

Высшее образование в России получают почти 49 000 китайских студентов. 

В настоящее время реализуются 167 двусторонних образовательных программ на русском и китайском языках, создано 27 совместных образовательных организаций. По информации Минобрнауки РФ, «в 12 межвузовских ассоциаций двух стран входят около 600 университетов. Самая крупная — Ассоциация технических вузов России и КНР — объединяет 40 российских и 36 китайских образовательных учреждений».

Примерами сотрудничества РФ и КНР в научно-образовательной сфере можно назвать совместный образовательный центр Санкт-Петербургского государственного университета и Харбинского политехнического университета, центр межвузовской подготовки аспирантов Томского государственного университета и Шэньянского педагогического университета, Дальневосточного федерального университета и Гуйлиньского университета технологий. 

Университетские библиотеки могут активно участвовать в разработке совместных баз данных и образовательных платформ, обеспечивать доступ к ключевым исследованиям и материалам, а также поддерживать студентов и преподавателей в их академической деятельности.

Россия и Африка

В российских вузах обучаются почти 35 000 студентов из Африки. 

Африка — важный партнер России в области образования, и вузовские библиотеки играют в этом процессе немаловажную роль. Они помогают африканским студентам интегрироваться в российскую образовательную систему, предоставляют доступ к специализированным ресурсам и поддерживают исследовательские инициативы. Кроме того, библиотеки могут организовывать специальные программы и мероприятия, направленные на обмен опытом и знаниями между российскими и африканскими студентами и преподавателями.

Пример уже реализуемого проекта — Российско-Африканский сетевой университет (РАФУ). Консорциум создан в 2021 году для развития академического сотрудничества российских и африканских университетов. С 2023 года его координатором выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 

В РАФУ участвует 75 российских университетов, 31 африканский университет из 11 стран, 5 российских научных институтов и другие организации. 

Вместе они реализуют образовательные программы, создают новые формы межвузовского сотрудничества, развивают академическую мобильность студентов и факультетов участников консорциума.

Россия и Южная Америка

Общая численность студентов из Центральной и Южной Америки в российских вузах, по данным за 2022/2023 учебный год, составляла 4 000 человек. 

Сотрудничество России со странами Латинской Америки в сфере образования активно развивалось еще в советские времена. За период 1960–1990-х годов высшие и средние профессиональные учебные заведения СССР окончили более 45 000 латиноамериканских студентов. Самыми востребованными у них были инженерно-технические специальности.

Сегодня международное сотрудничество с вузами этого региона налажено у многих российских университетов. Например, у Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета — с Национальным университетом Тукумана и Национальным университетом Артуро Хауретче (Аргентина), Федеральным университетом Флуминенсе и Федеральным университетом Сан-Жуан-дель-Рей (Бразилия). Соглашения о сотрудничестве с университетами из Южной Америки есть у Московского государственного лингвистического университета, Уральского федерального университета, Уфимского университета науки и технологий. 

Южноамериканские вузы все больше интересуются сотрудничеством с российскими университетами, и библиотеки становятся важными посредниками в этом процессе. Они обеспечивают доступ к исследованиям, культурным и образовательным ресурсам, помогают организовывать программы обмена и совместные проекты, способствующие укреплению международных связей.

Россия и Иран

Между российскими и иранскими научно-образовательными организациями сейчас действуют 244 соглашения о взаимодействии, и только за 2023 год «университеты двух стран подписали 82 новых документа о сотрудничестве в области разработки совместных образовательных программ, проведения научных исследований, академического обмена, содействия изучению русского языка и культуры. В этом году планируется подписать еще 34 соглашения».

Среди уже реализованных совместных проектов — Форум ректоров университетов Российской Федерации и Исламской Республики Иран.

Летом 2024 года соглашение о сотрудничестве подписали Высшая школа экономики и государственный исследовательский Тегеранский университет, уже реализуются совместные исследовательские и образовательные проекты. 

Организация образовательных и культурных мероприятий

Университетские библиотеки могут играть активную роль в организации международных конференций и семинаров, которые способствуют обмену знаниями и культурному диалогу. Это могут быть как очные, так и виртуальные мероприятия, где участники из разных стран могут делиться опытом и обсуждать актуальные вопросы образования и науки.

Также библиотеки могут использовать цифровые технологии для проведения виртуальных обменов, онлайн-семинаров и круглых столов. Это позволяет значительно расширить аудиторию и вовлечь в образовательный процесс большее количество участников, независимо от их географического положения.

Обеспечение информационной поддержки и доступа к международным базам данных

Одной из ключевых задач университетских библиотек остается обеспечение доступа к международным базам данных и информационным ресурсам. В сотрудничестве с зарубежными партнерами библиотеки могут разрабатывать и использовать совместные информационные ресурсы, что позволяет студентам и преподавателям иметь доступ к актуальным исследованиям и материалам со всего мира.

Библиотеки также помогают своим пользователям эффективно использовать эти ресурсы, проводят обучающие семинары и предоставляют консультации по работе с международными базами данных. Это особенно важно для студентов, участвующих в международных проектах и исследованиях.

В заключение

Интернационализация образования открывает новые возможности для университетских библиотек, но также ставит перед ними определенные вызовы. Чтобы успешно справляться с ними, библиотекам необходимо инвестировать в обучение своих сотрудников, развивать сотрудничество с международными партнерами и постоянно обновлять свои технологии и ресурсы.

Активное участие университетских библиотек в международных проектах и программах обмена не только способствует развитию образования, но и укрепляет международное сотрудничество, открывая новые горизонты для всех участников образовательного процесса.

 

Текст: Екатерина Позднякова