
библиотеки в электронном веке
Университеты конкурируют за внимание абитуриента не только программами и рейтингами. Первое впечатление формируется через информационную среду вуза — сайты, соцсети, цифровые сервисы и библиотечные ресурсы. Именно здесь, возможно, решается, захочет ли будущий студент стать частью этого университета или пройдет мимо.
Как известно, «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». О вузе оно формируется задолго до подачи документов — через экран смартфона, страницы сайта, аккаунты в соцсетях и даже ответы на вопросы в чате. Информационная среда становится новым цифровым «фасадом» университета, определяющим, каким его увидят абитуриенты.
Как формируется информационная среда, какую роль в ней играют библиотеки и почему от нее тоже во многом зависит привлекательность вуза в глазах поступающих?
Информационная среда — это совокупность цифровых ресурсов, сервисов и каналов коммуникации, через которые университет рассказывает о себе и взаимодействует с пользователями. Это сайты и личные кабинеты, социальные сети и мобильные приложения, образовательные платформы и базы данных, онлайн-мероприятия и консультации.
Для внутренней аудитории — студентов и преподавателей — это удобный инструмент для учебы и работы. Но для абитуриента она играет роль «витрины»: по ней судят об уровне организации, современности и открытости вуза. И если для сотрудника неактуальный сайт — лишь досадная мелочь, то для абитуриента — сигнал о том, что университет отстает от времени.
Библиотека в цифровую эпоху — это центр доступа к знаниям, навигации по информационному океану и площадка для коммуникации.
Современные библиотечные сервисы — электронные каталоги, подписные ресурсы, образовательные платформы — тоже становятся частью имиджа вуза.
Важна и публичная сторона: сайты библиотек, страницы в соцсетях, просветительские мероприятия. Все это демонстрирует будущему студенту, насколько университет умеет говорить на его языке и предоставлять знания в привычной и актуальной форме.
Абитуриент ждет от вуза того же уровня сервиса, к которому привык в повседневной жизни: удобного поиска, понятных интерфейсов, быстрых ответов. Первая навигация по сайту, просмотр расписания мероприятий или онлайн-знакомство с факультетами может стать одним из факторов выбора.
Удачные решения в вузах есть уже сейчас: виртуальные туры по кампусу, обучающие вебинары, базы с готовыми ответами на популярные вопросы. Все это снижает тревожность, показывает внимание к потребностям будущего студента и укрепляет доверие к вузу.
Красивый сайт или активная группа в соцсетях — это только вершина айсберга. Чтобы понять, насколько среда действительно работает на привлечение абитуриентов, необходима аналитика.
Сюда относятся показатели трафика, время пребывания на страницах, кликабельность материалов, уровень вовлеченности в онлайн-мероприятия. Не менее важны опросы и интервью с самими абитуриентами, мониторинг отзывов и упоминаний в социальных сетях. В этом смысле университету стоит мыслить как современный медиахолдинг, постоянно проверяющий, как его слышат и видят.
Чтобы информационная среда стала фактором привлекательности, необходимо:
Будущее информационной среды — за персонализацией. Чат-боты и системы ИИ могут предлагать абитуриенту именно те материалы, которые соответствуют его интересам.
И, наконец, важна интеграция усилий разных подразделений: библиотек, пресс-службы, учебного отдела. Вместе они могут создавать единую коммуникационную платформу университета — современную, живую, открывающую вуз с лучших сторон.