библиотеки в электронном веке
«Для того чтобы дети и вообще люди учились сколько-нибудь усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней», — отмечал в своей работе «Мотивы учения» выдающийся советский психолог Сергей Рубинштейн. Наш материал о том, как развивать мотивацию у студентов с учетом специфики получения высшего образования.
Ожидание / реальность
Мотивация к учебе, к овладению будущей профессией оказывает большое влияние на эффективность учебного процесса и в конечном итоге — на профессиональное становление студента.
Когда абитуриент становится студентом вуза, он может быть уже мотивирован учиться. Однако уровень мотивации начинает снижаться, когда ожидания от учебы расходятся с реальностью. Это происходит из-за того, что при выборе профиля обучения многие поступающие ориентируются не на будущую специальность, а на набор наиболее интересных им в школьный период дисциплин.
Плюс к этому от студенческой жизни многие ожидают большей, по сравнению со школой, свободы. Когда вместо воображаемой беспечной жизни и любимых со школы предметов студент сталкивается с необходимостью, во-первых, брать на себя взрослую ответственность за учебу и успеваемость, а во-вторых, погружаться в более усложненный учебный материал и процесс, у него может возникнуть ощущение разочарования.
К этому может прибавиться осознание того, что выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и осознанно, а был продиктован волей родителей или другими причинами.
Для учебной мотивации все эти факторы становятся серьезным испытанием, которое может привести к разочарованию в выбранной профессии, внутренним конфликтам, нежеланию учиться дальше.
Что мотивирует учиться
Мотивация учебной деятельности тесно связана с целями и потребностями студента. Различают следующие ее разновидности:
Ряд исследований показывает, что зарплата и социальный статус в меньшей степени служат ориентиром для учащихся, потому что в начале учебы кажутся им отдаленной перспективой.
Опросы студентов показывают, что гораздо больше их мотивирует, особенно на первых курсах, возможность в будущем устроиться на хорошую работу и расширить за годы учебы свой круг общения.
В процессе обучения мотивация может меняться, и влияет на это ряд факторов: организация образовательного процесса в учебном заведении; индивидуальные особенности студента; субъективные особенности преподавателя; специфика дисциплины.
Как поддерживать интерес студента к учебе?
Задача современного университета — стимулировать интерес к учебе так, чтобы ее целью стало не просто получение диплома, но прочных знаний, чтобы учение воспринималось как саморазвитие. Для этого перед учащимися в ходе учебной деятельности важно ставить понятные и воспринимаемые ими задачи — тогда они приобретут для них значимость.
Важнейшее условие для формирования интереса к учебной деятельности — это возможность проявить в учении интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Для этого в процессе обучения важно использовать вопросы и задания, которые требуют от студентов самостоятельных активных поисков, создавать проблемные ситуации, для решения которых у учащихся пока не хватает знаний, а значит, появляется потребность в получении новых.
Легкие задания и вопросы, не требующие умственного напряжения, не интересны, но и трудности должны быть посильными, преодолимыми, иначе интерес к ним тоже пропадет.
Еще одно условие — учебный материал должен быть разнообразным, дающим возможность посмотреть на предмет изучения с разных сторон. В нем должна быть новая для учащихся информация, и при этом для ее освоения пригодятся ранее полученные знания.
Словом, мотивация учащегося разнородна, ее формирование и анализ — задача сложная. Для ее развития в ходе учебного процесса необходимо использовать побуждающие факторы.
Методы повышения мотивации студентов
Методы повышения мотивации студентов к обучению можно свести к следующим группам.
Заключение
В завершение отметим, что мотивация студентов к учению непосредственно связана с мотивацией преподавателей к обучению, их умением выстраивать педагогическое общение с обучающимися на демократических принципах и использовать инновационные технологии проведения занятий в сочетании с глубокими знаниями преподаваемой дисциплины.