библиотеки в электронном веке
Стандарт работы сетевых библиотек «СЭБ»
В стране ширится движение вузов, ратующих за создание общих библиотечных сетей. Оно охватило уже 190 вузов по 8 направлениям, и число их продолжает расти. Трудно представить, что всего этого не было ещё в прошлом году. Участники движения не только обмениваются литературой, но и активно общаются друг с другом, вырабатывают профессиональные стандарты сотрудничества. На их совместных потребностях и желаниях основаны принципы, которые легли в основу решения о формировании библиотечных фондов.
Об одном из таких принципов, называемом порой стандартом де-факто, расскажет данный материал.
Условие задачи
На фабрику, которая собирает компьютеры, привезли зерно, сметану и материнские платы. Жестких дисков не привезли, но привезли костюмы и школьную форму. Фирма, которая собирает компьютеры, всё это оплатила, ненужное сложила на отдельный склад и стала думать, где взять деньги на жесткие диски.
Вы скажете: «Такого не бывает!», а мы вам ответим: «Добро пожаловать в мир ЭБС и базовых коллекций!»
Но если вы в теме, вы заметите: «Я все это прекрасно знаю. Рад изменениям, но почему так поздно?», то вот вам ответ: «В силу обстоятельств. Кое-что произошло лишь в начале этого года».
В начале 2020 года несколько российских вузов шести профильных направлений (аграрного, педагогического, технического, классического, медицинского, а также вузы культуры и искусств) с помощью платформы ЭБС Лань объединили свои библиотечные ресурсы, открыв друг другу доступ. С этого момента и начинается история сетевых электронных библиотек России.
Именно с рождением сетевых библиотек появилась возможность изменить ситуацию с базовыми коллекциями, и с этого же момента начались профессиональные дискуссии о том, как с ними теперь следует поступить. Ранней осенью общее мнение сложилось и оформилось в 5 мыслей о базовых коллекциях, а затем в алгоритм принятия решения и стандарт работы с ними, который будет изложен дальше.
Пять мыслей университетских библиотек о базовых коллекциях
Мысль 1. Ранее наш университет приобретал базовые коллекции, где была разнообразная, но не всегда необходимая по профилю литература. Оплачивая их, мы не покупали многое из того, что действительно нужно преподавателям и студентам.
Мысль 2. Более того, мы вынужденно платили N сотен тысяч/миллионов рублей за то, к чему точно никто не обратится в нашем вузе.
Мысль 3. Многие годы мы думали, как изменить эту ситуацию. И мы нашли решение. Университетские библиотеки совершили важный шаг в развитии библиотечного дела, создав профессиональные сетевые объединения фондов и наладив обмен научными ресурсами между вузами.
Мысль 4. За базовые коллекции, невостребованные в нашем вузе, больше не надо платить. То есть надо прекратить их оплачивать — они должны стать бесплатными для тех, кто хочет их приобрести.
Мысль 5. Теперь мы, университеты, сами должны разъяснить коллегам нашу позицию, выработать стандарт принятия решения и сотрудничества посредством сетевых библиотек, а в дальнейшем совместно совершенствовать его.
Этот стандарт условно можно назвать «СЭБ», что означает одновременно и «библиотеку», и «свободный обмен ресурсами», и «сеть», и электронную платформу-оператор ЭБС Лань, при поддержке которой был запущен проект.
Когда-то, возможно, будут и иные платформы, но пусть имя первых разработчиков, бесплатно предоставивших вузовским библиотекам систему для решения задач, которые их беспокоили, запомнится: встанет в один ряд с названием первого паровоза Стефенсона («Rocket») и первого самолёта братьев Райт («Flyer»).
Теперь, когда стандарт принятия решения определен, как понять, нужно ли вашему вузу ему следовать? Воспользуйтесь простым алгоритмом.
Алгоритм принятия решения по стандарту «СЭБ»
Шаг 1. Определите объём неиспользуемого.
У вузовских библиотек есть возможность наглядно увидеть количество неиспользуемых позиций в приобретенных коллекциях. Воспользуйтесь ей.
Часть этих книг должна быть у вуза, но по разным причинам пока не востребована у читателей: издания не представлены широкой публике, еще не используются преподавателями, но точно им понадобятся в дальнейшем.
Другая часть — непрофильная литература, которая использоваться в конкретном вузе не будет ни при каких обстоятельствах. Это и есть больное место. Посчитайте, каков процент книг по балету в вашем металлургическом вузе.
Шаг 2. Сравните полученные данные с расходами.
Например, ваш вуз потратил 1 миллион рублей на базовую коллекцию. Данные по шагу 1 показывают, что за 2019 год к 50% изданий обращений не было. И если все это непрофильная литература, которая никак не пересекается с областью подготовки вуза, то и 500 тысяч рублей потрачены на «обогрев Вселенной».
Шаг 3. Исправьте ситуацию
1. Присоединитесь бесплатно к библиотечной сети по вашему направлению. Так вы получите свободный доступ к большому объему отраслевой учебной и научной литературы. Вы не только выполните все необходимые требования по обеспечению литературой вашего вуза, но и сможете увеличить читаемость работ ваших ученых и преподавателей в профильной, заинтересованной аудитории.
2. Откажитесь от оплаты базовых коллекций, состоящих из заведомо неподходящей вашему университету литературы. И на сэкономленные деньги покупайте необходимые издания.
Так и говорите: «Базовую коллекцию готовы принять бесплатно».
Узнайте больше о новом стандарте базовых коллекций: https://seb.e.lanbook.com/