Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Будущее гуманитарного образования: выдержит ли соцгум конкуренцию с информационно-техническим направлением в вузе

IT-специальности уверенно захватили рынок: и по уровню зарплат, и по количеству предложений от работодателей. Не менее востребованы и технические, инженерные специальности. А что предлагает рынок труда профессионалам с гуманитарным образованием?

 

На первый взгляд может показаться, что специалисты социально-гуманитарного профиля сейчас менее востребованы. Это впечатление создается под влиянием моды на профессии.

Еще 10–15 лет назад популярным у абитуриентов были такие профессии, как юрист и менеджер, а 50 лет назад казалось, что лучшее решение — пойти учиться на инженера. С тех пор многое изменилось. Глобальные процессы научно-технологического развития и тренд на цифровизацию всех отраслей экономики качнули маятник в сторону IT-индустрии.

Означает ли успех специалистов технического и информационно-технологического профиля, что у гуманитариев нет никаких шансов?.. Это вопрос, который задают себе абитуриенты и их родители. Этим же вопросом задаются вузы: ведь ситуация на рынке труда напрямую влияет на образовательную деятельность учебных заведений.

Изучением того, как мода на профессию влияет на выбор образовательной стратегии школьников и абитуриентов, занимаются социологи. Ученые определяют, насколько сильно представления о профессии зависят от популярности тех или иных направлений.

Например, в 2010 году, когда опрос проводился среди школьников, родителей и учителей Самарской области, в списке наиболее популярных специальностей были:

Сейчас, спустя 12 лет, уверенно лидируют специальности в IT-сфере. 

«Самая востребованная профессия — программист, спрос на нее в течение года увеличился на 72% только в России»,считает основатель компании Involta Алекс Концов. По его словам, на пике востребованности сейчас разработчики, тестировщики и аналитики. Это подтверждают и цифры: в 2021 году на одну вакансию программиста приходилось всего 1,4 резюме.

Действительно, IT-компетенции у специалистов сейчас требуются во множестве сфер, а многие профессии приобрели себе приставку digital, которая особенно распространилась в период пандемии. Так, в Атласе новых профессий, в котором размещаются профессии ближайшего будущего для 27 отраслей — от добычи полезных ископаемых до медиа и развлечений,  многие сценарии развития специальностей связаны именно с цифровыми аспектами.

Это, например, такие профессии, как:

Знакомство с перечнем из 350 профессий будущего дает ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, — выдержит ли гуманитарное, социологическое образование конкуренцию с техническим и IT-образованием?

Да: гуманитарное образование никуда не уйдет,  и такие специалисты останутся востребованными на рынке.

И нет: оно не будет прежним. 

Дело в том, что все отрасли активно развиваются, в них уже сейчас рождаются новые технологии, продукты и практики управления, но даже технически модернизированное производство или усовершенствованный вспомогательный сервис не заменит человека с его soft-skills навыками, куда входят умение работать с людьми, критическое и творческое мышление, клиентоориентированность и мультикультурность, осознанность и эмоциональный интеллект.

Всему этому в мире будущего уделяется не меньшее значение, чем конкретным профессиональным навыкам (впрочем, как и сейчас). И удивительным образом именно гуманитарные науки часто формируют в нас способность к творчеству или умение вести предметный диалог.

Уже сейчас гуманитарии могут успешно реализоваться в сфере маркетинга: копирайтинг, редактура, дизайн. Для них открыта PR-индустрия, где умение работать с текстом и с людьми в широком смысле — неотъемлемая профессиональная компетенция. Социологи, которые изучают мнение общества, качество функционирования общественных институтов, настроения и тренды, востребованы в любой сфере, и в ближайшем будущем их ценность только повысится.

Человек, его творческое мышление, широкий кругозор, культура, этика и интеллект останутся по-прежнему актуальны — для их выражения лишь появятся новые инструменты, в том числе цифровые. Это знаменует новый виток развития сферы образования, который не станет водоразделом для гуманитариев и технарей, но создаст новые дисциплины и направления подготовки, в большинстве своем межотраслевые. 

Если через некоторое время копирайтеров вытеснят нейронные сети, которые будут писать коммерческие и рекламные тексты самостоятельно (с интересными экспериментами по этой теме можно ознакомиться здесь и здесь), то появится новая профессия — оператор нейронных сетей в сфере копирайтинга. И он не обойдется без навыков литературной правки и редактуры, чувства стиля и языка.

Однако система подготовки кадров в вузах абсолютно точно должна измениться, переориентировавшись на формирование общих и специальных компетенций даже для гуманитарных направлений. Возможно, обучение гуманитариев в стенах университета или института будет также сокращаться по срокам: будут появляться курсы и специальности с более коротким сроком обучения и вхождения в профессию — этот тренд мы уже сейчас замечаем в digital-сфере.