Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Болонский процесс и коммерциализация российской высшей школы

Введение платного высшего образования в России привело к тому, что на рынке труда образовался переизбыток менеджеров, бухгалтеров и юристов. А ликвидация системы распределения молодых специалистов, разрыв связей между предприятиями, научными учреждениями и вузами способствовали усилению дефицита действительно востребованных специалистов. 

 

Коммерциализация высшей школы

В 1992 году правительство разослало по государственным вузам письмо с рекомендацией брать плату за обучение на местах, не оплачиваемых бюджетом страны (внеплановые места). Так появились коммерческое обучение и коммерческие студенты, а система высшего образования начала девальвировать. 

«Абсолютное большинство высших учебных заведений принимает студентов на платной основе практически вне зависимости от уровня их подготовки. Такой подход не способствует качественной подготовке специалистов с высшим образованием, а приводит к напряженности в вузовских коллективах, ибо в связи с этим преподаватели часто вынуждены идти на снижение требовательности, чтобы не отчислять таких "платных" студентов», — писал в 2003 году тогдашний министр образования В. М. Филиппов.

В том же году правительство России приняло решение о модернизации системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонского соглашения и в сентябре 2003 года подписало соответствующую декларацию в Берлине на встрече министров образования европейских стран. Большинство российских вузов стали переходить на двухуровневую систему подготовки, а министерство разработало и утвердило государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ВПО), отражающие принципы Болонского соглашения.

Балльно-рейтинговая система 

В соответствии с принципами Болонского соглашения в отечественных вузах стала вводиться балльно-рейтинговая система (БРС) оценивания учебной деятельности студентов. Сейчас она фактически принимается в качестве обязательной, но конкретные ее модели определяются внутренними нормативами вузов. 

Основные цели внедрения БРС, исходя из зарубежного опыта, следующие:

обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра;

выработка механизмов формирования объективной оценки учебной деятельности студентов по совокупности накопленных им в течение семестра баллов;

формирование значения рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по успеваемости, определить лучших и худших из них;

обеспечение возможности количественного сопоставления результатов обучения в различных учебных заведениях. 

БРС реализует основную идею Болонского процесса — обеспечение открытости образовательного пространства и академической мобильности его участников. Для этого разработана и принята большинством зарубежных вузов специфическая форма организации учебного процесса — ECTS — European Credit Transfer and Accumulation System — система перевода и накопления академических кредитов (зачетных единиц). 

При этом рейтинг учебных достижений студента формируется в два этапа:

оценка освоения каждой отдельной дисциплины по установленной балльной шкале (дисциплинарная рейтинговая оценка);

усреднение оценок по всем освоенным дисциплинам (рейтинг студента) нарастающим итогом по семестрам и за весь период обучения.

Как считает доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Борис Стариченко, «российская система высшего образования совершенно незначительным образом интегрирована в европейское образовательное пространство, и в ней практически отсутствует академическая мобильность студентов даже внутри страны, не говоря об обмене с зарубежными вузами. Следовательно, отсутствует необходимость сопоставления объемов и результатов обучения между вузами».

Он приходит к выводу, что оценка учебной деятельности на основе балльно-рейтинговых схем должна быть ориентирована на преподавателя, ведущего учебную дисциплину, и строиться по отдельным видам деятельности без их взаимной увязки по возможному количеству набираемых баллов.

Преподаватели Томского политехнического университета Е. А. Молдованова, В. И. Рожкова, В. М. Шахматов, О. В. Янущик в результате сравнительного анализа результатов обучения пришли к выводу, что балльно-рейтинговая система, введенная в вузе, формирует у студентов «умение учиться и самообучаться».

«Переход на составную итоговую экзаменационную оценку, состоящую на 60% из рейтингового семестрового балла и на 40% — из балла за ответ на экзамене, оказался оправданным. Он сыграл мотивационную роль к равномерной работе студентов в течение всего семестра; сгладил разрыв в оценках слабых, но работающих, и сильных, но неработающих студентов; позволил студентам на протяжении семестра следить за своими успехами, вовремя корректировать недоработки, осмысленно с ожидаемым заранее результатом готовиться к итоговому экзамену», — пишут томские преподаватели в статье «Опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний».

Преподаватели из Тихоокеанского государственного медицинского университета В. Г. Зенкина и А. А. Агибалова обращают внимание на то, что студенты, изначально не мотивированные на успех, при балльно-рейтинговой системе стремятся получить хорошую оценку и добиваются высоких результатов, видя определенную цель перед собой.

«Таким образом, БРС стимулирует студента к систематическому самостоятельному обучению, усиливает мотивацию и рефлексию, позволяет внедрить дифференцированный подход к оценке знаний, интенсифицировать и равномерно распределить нагрузку в течение семестра, повысить объективность оценки, исключая случайные факторы», — приходят к выводу В. Г. Зенкина и А. А. Агибалова в статье «Балльно-рейтинговая система оценки знаний как эффективная мотивация студентов к успешному обучению».

В целом положительно оценивая балльно-рейтинговую систему как инструмент, с по-

мощью которого можно более объективно оценить полученные знания и навыки, а также личностные качества студента и значительно активизировать его работу, большинство исследователей убеждены, что эта система требует тщательной предварительной настройки. 

«Выбор тех или иных параметров рейтинговой системы по каждой дисциплине

зависит от многих факторов и целей, которые ставит себе та или иная дисциплина. Эта система требует от всех ее участников (организаторов, преподавателей, работников деканатов и других служб, студентов) значительно больше времени и, самое главное, ответственности.

Но это компенсируется результативностью: первые годы применения рейтинговой системы привели к повышению успеваемости. Важно теперь, чтобы за более высокими баллами скрывались действительно твердые и прочные знания», — считает С. К. Соболев из МГТУ им. Н. Э. Баумана в исследовании «Рейтинговая система оценки знаний: общие принципы и выбор параметров».

Интерактивные формы и пиринговое оценивание

Реформирование российской высшей школы также привело к тому, что в последнее время для некоторых учебных дисциплин в вузах сокращается количество аудиторных часов и увеличивается численность групп. Это приводит к существенному уменьшению времени, которое преподаватель может уделить каждому отдельному студенту в пределах предусмотренных контактных часов.

Для достижения учебных целей в этих условиях преподаватели все чаще применяют интерактивные формы учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки взаимодействия и командной работы, коммуникации и принятия решений. 

«В этих целях полезно проведение групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализа ситуаций и т. д. Кроме того, в условиях ограничений контактного времени, прирост активности в изучении учебной дисциплины может быть достигнут за счет использования пирингового оценивания небольших творческих исследовательских работ обучаемых. У обучаемых развиваются навыки чтения учебной и научной литературы, логичного и последовательного изложения мыслей, критического анализа и оценивания. Также пиринговое оценивание позволяет сэкономить время преподавателя за счет исключения его из процедуры проверки письменных работ», — считает к. ф.-м. н., доцент кафедры истории и правоведения Евпаторийского института социальных наук (филиала) КФУ им. В. И. Вернадского И. А. Болкунов.

Богатые становятся еще богаче

Начавшийся в 1992 году процесс коммерциализации высшего образования привел к тому, что через 15 лет, в 2017 году, по подсчетам портала «Проект», внебюджетный доход 447 федеральных вузов обогнал долю субсидий на госзадание. А это значит, что государство перестало быть основным заказчиком вузов не только по числу учащихся, но и по объему заработанного. При этом с каждым годом увеличивается разрыв в материальном положении между различными вузами.

Всего в России, по данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, действует 741 университет и 596 их филиалов, в том числе 496 государственных вузов и 455 их филиалов  В них по программам высшего образования обучаются порядка 4,2 млн человек, из них 91% — в государственных вузах. При этом в 100 крупнейших по доходу университетах (это пятая часть госвузов России) обучается почти половина всех студентов (46%). Эти вузы получают 62% дохода и три четверти целевых субсидий (74%). На них приходится также 64% всех внебюджетных доходов.

«В крупнейшем вузе России РАНХиГС 83% студентов из 93 тыс. — платники, вуз в 2017 году получил из внебюджетных источников 60% своего дохода в 20 млрд руб. Образование недешевое: до 320 тыс. руб. в год.

МГИМО в 2017 году получил из внебюджетных источников 78% своего дохода в 4,2 млрд руб. Здесь 63% из 9 тыс. студентов — внебюджетники и самое дорогое образование среди государственных вузов: очный бакалавриат стоит в среднем более 500 тыс. руб. в год», — пишет интернет-издание «Проект», основываясь на финансовой отчетности 495 государственных и муниципальных вузов России, опубликованной на сайте bus.gov.ru. 

Такое положение дел не устраивает многих законодателей. И они предлагают изменить соотношение бюджетных и платных студентов в пользу бюджетных. По данным первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, в стране 325 студентов на 10 тысяч населения. При этом бесплатно обучается 130 человек. 

«Во времена СССР на бюджете обучалось 219 человек на 10 тысяч населения, то есть сейчас этот показатель сократился на 60 процентов…  закон об образовании содержит нормы, которые позволят и дальше урезать число бюджетных мест в вузах», — цитирует депутата «Парламентская газета».

На его взгляд, следует «вернуться к цифре 220 студентов на бюджете на 10 тысяч населения».

Переизбыток платных студентов приводит к тому, что рынок труда наполняется невостребованными работодателями выпускниками вузов, часть из которых никогда не будет работать по полученной специальности.

Последствия демографической ямы

Повлияло на снижение качества высшей школы и то, что в середине 2000-х годов вузы столкнулись с проблемой демографической ямы 1990-х годов, когда в стране резко упала рождаемость. С середины 80-х годов, на которые пришелся советский пик рождаемости, за десять лет она упала в два раза. Выпускники, начиная с середины 2000-х, могли легко поступить и на бюджетные места. Спрос на абитуриентов начал превышать предложение. Резко снизились проходные баллы, следовательно, и требования к качеству образования.

Минобрнауки попыталось решить проблему с помощью кампанию по выявлении «неэффективных» вузов и их реорганизации. К 2013 году были признаны неэффективными 132 вуза и большинство из них закрылись.

Последствия демографической ямы страна только-только пережила. В этом году в вузы пришли выпускники школ, родившиеся в 2000 году, когда рождаемость в России начала расти. И если она не остановит свой рост, то к началу 30-х годов конкуренция при поступлении в вузы будет значительно выше, чем сейчас.

Работодатели и вузы выстраивают партнерские отношения

Несмотря на все трудности, связанные с коммерциализацией, демографическими ямами, участием в Болонском процессе, отечественная высшая школа становится все более интегрированной в происходящие в стане экономические процессы. В январе этого года вступили в силу поправки в закон «Об образовании», допускающие целевое обучение студентов в вузах, что приведет к повышению требований к качеству получаемого студентами образования. В первую очередь, со стороны будущего работодателя.

Это позволит развивать партнерские программы университетов с работодателями и приведет «к запуску совместных исследовательских проектов», считает министр науки и высшего образования России Михаил Котюков.

В рамках национального проекта «Образование» не менее 10% выпускников смогут иметь договоры целевого обучения. Благодаря возможностям целевого обучения, студенты уже в процессе учебы будут ориентированы на тесное взаимодействие с будущим работодателем и, получив диплом, уже точно будут иметь свое рабочее место, считает министр.

Национальный проект «Образование» рассчитан на 2019-2024 годы. В него включены 10 федеральных проектов, среди которых: «Цифровая образовательная среда», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». 

Цель нацпроекта — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Он включает в себя несколько целевых показателей. В частности, в 2024 году Россия должна войти в первую десятку по международным исследованиям (в 2018 году — 14-е), также страна должна выйти на 10-е место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов (в 2018 году — 17-е место).

Также планируется, что не менее 30 ведущих российских университетов, получающих господдержку, должны не менее двух лет подряд входить в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого международного рейтинга, не менее 60 университетов — реализовывать как минимум пять образовательных программ, прошедших международную аккредитацию  к 2024 году.

Всего на реализацию нацпроекта «Образование» планируется потратить 784,5 млрд руб. Из федерального бюджета будет направлено 723,3 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ — 45,7 млрд руб., из внебюджетных источников — 15,4 млрд руб.

 

 

Александр Вохмянин