Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке
Библиотеки в социальных сетях: мнения экспертов
Консультации библиографов, рецензии на новинки и конкурсы — самые популярные рубрики
Выход библиотек в блогосферу прошел этап адаптации. Сегодня уже можно судить о первых результатах и трудностях, обмениваться идеями и осуществлять их на практике. Пользователи Сети — потенциальные читатели. Помогают ли блоги и социальные медиа привести читателей в библиотеку? Поговорим об этом с экспертами.
Анна Титова,
редактор сайта и страниц в социальных медиа
Российской государственной библиотеки, г. Москва
Основная цель библиотеки в социальных медиа — быть более доступной для читателей. Естественно, цель эта достигается по-разному, ведь к нам на страничку люди приходят с разными запросами: кто-то подписывается из любопытства, кому-то интересна сама библиотека, кто-то активно пользуется соцсетью, как каналом связи.
Самая популярная рубрика у нас в Вконтакте «Есть вопросы? Задай!», там можно узнать и о наличии книги и получить консультацию библиографа и просто узнать, как пройти в библиотеку. Здесь важно чтобы ответы давались оперативно.
Библиотека отошла от контентно-реактивной стратегии работы с аудитории. Теперь у нас есть своё сообщество, где люди общаются на интересные им темы. Именно поэтому наш проект сбора заявок на оцифровку от читателей так активно работает в социальных сетях.
РГБ в социальных медиа с 2010 года, и, как и все направление SMM, от проб и ошибок перешло к профессиональному обучению сотрудников. В последнее время работу в социальных сетях ведет профессиональный SMM. Конечно, у нас есть стратегия работы, учитывающая особенности отрасли и использующая все коммуникативные возможности социальных сетей.
Основной принцип формирования новостной ленты: рассказать о библиотеке, раскрыть наши фонды. Без «котиков», конечно, не обходится. Но у нас особые, библиотечные «котики»: любопытные издания, плакаты, редкие книги.
Мы пользуемся всеми инструментами SMM, и проводим различные онлайн и оффлайн мероприятия. Наши подписчики с большим удовольствием участвуют в конкурсах, особенно, где приз — экскурсия по библиотеке.
Если говорить о влиянии активности в социальных медиа на посещаемость библиотеки, то, к сожалению, прямой взаимосвязи тут нет. Не стоит ожидать, что увеличение подписчиков в социальных сетях немедленно приведет к прямо пропорциональному увеличению количества записавшихся читателей. Да РГБ давно не ставит себе задачи, чтобы к нам, как говорит наш генеральный директор, «приходили ножками». Наоборот, мы пытаемся пополнять нашу электронную библиотеку, развивать удаленные сервисы, сделать так, чтобы человек мог получить максимум информации без необходимости приезжать в главное здание на Воздвиженке. И тут социальные медиа помогают как ничто другое. Мы постоянно рассказываем о возможностях электронного каталога, удаленного заказа, о подписных электронных ресурсах библиотеки. А консультацию библиографов просто присоединили к площадкам в социальных сетях на постоянной основе.
Людмила Конычева,
библиограф, редактор паблика в социальных медиа «Чтение — фитнес для ума»,
Централизованная система детских библиотек г. Рязань
Наша библиотечная сеть состоит из одиннадцати филиалов и вот уже два года мы ведем в социальных сетях объединенный паблик «Чтение — фитнес для ума». Наполнение новостной ленты, в основном, складывается из новостей, отражающих библиотечные мероприятия и праздники. Параллельно на сайте библиотечной сети мы ведем литературный блог, в котором каждые четыре дня наши сотрудники публикуют рассказы от лица сказочных персонажей. И стараемся все грамотно сочетать, анонсируя публикации в блоге в соцсетях. Нередко родители или дети сами задают нам вопрос: «Что почитать?» Каждую среду мы рекомендуем к прочтению книгу и раз в месяц публикуем тематический список книг, объединенных темой или именем автора. Одна из самых популярных рубрик — рецензии на новинки. Библиотекари самостоятельно читают новые книги и профессионально рассказывают, о чем они — это важно, ведь заинтересовать можно только личным опытом. Есть статистика: книги, особенно новинки, анонсированные в соцсетях, больше заказывают.
Крупномасштабные сетевые акции, конечно, привлекают наибольшее внимание. «Год литературы» — на наш взгляд, замечательная акция. К юбилеям писателей мы публиковали посты, основанные на интересных фактах из жизни конкретного автора, — и по хештегам их видела вся Россия.
Среди участников группы — родители и библиотечные системы других городов, все-таки социальная сеть — удобный способ поддерживать профессиональные контакты и анонсировать важные новости и мероприятия на уровне библиотечных работников. С маленькими читателями сложнее, их труднее привлечь к чтению и активному участию в группе, но они есть: мы видим, что они тоже читают и ставят лайки.
Валерий Бурматов,
дизайнер библиотечной системы г. Курган
Основу новостной ленты составляют новости книжного мира и анонсы мероприятий библиотеки и других библиотечных сетей, однако наибольшим вниманием участников группы всегда пользуются конкурсы — на них стабильно больший отклик. Например, объявления о проведении квестигры (в рамках всероссийской акции «Библионочь»), шоколадном шоу, приуроченном ко Дню Петра и Февронии, вызвали большое количество звонков от читателей, которые хотели уточнить подробности мероприятий. Резонанс вызвал и фотоконкурс «Город глазами молодежи»: было много откликов, фотоработы присылали по электронной почте и приносили лично.
Удается ли проследить связь между активностью библиотеки в социальных сетях и уровнем регистрации и обращений читателей в библиотеку? В этом году в Городском саду мы открыли летнюю творческую площадку в форме открытой библиотеки под названием «Нескучный сад», конечно же, анонсировав событие в социальных сетях. В специальном шатре можно взять книгу и записаться в библиотеку. И такой формат однозначно указывает: да, это работает!
Сегодня библиотеки активно осваивают Интернет-пространство: ведут группы в социальных сетях, создают тематические блоги. Помогает ли сеть решить главную задачу любой библиотеки — привлечь аудиторию к чтению? Вот два успешных проекта американских библиотек, которые принесли им популярность и мотивировали зарегистрироваться новых читателей.
Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?