библиотеки в электронном веке
Следующий год аналитики называют революционным для целого ряда технологических проектов. Сети связи пятого поколения приведут человечество в мир вездесущих мобильных технологий, чат-ботов, голосовых помощников и умных городов. Но так ли безоблачно будущее, которое предлагает миру новые технологии? Мы проанализировали прогнозы, чтобы понять, к чему в действительности может привести новый этап развития высоких технологий.
1. Продажи: искусственный интеллект и голосовые помощники
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) постепенно проникают во все без исключения цепочки потребления товаров и услуг. Разработки в области транспорта позволяют прогнозировать скорое (в перспективе 3–5 лет) распространение самоуправляемых автомобилей. Умный дом, прототип которого был придуман Стэнли Кубриком в 1968 г., по совокупности реализованных технологий стал реальностью. Существует и центр управления IoT, его роль пророчат голосовым помощникам и чат-ботам.
Голосовые помощники за последние годы стали удобнее, и это еще одна заслуга ИИ: расширение возможностей помощников повлекло за собой рост продаж «умных» колонок. По данным NPD Group, к концу текущего года объем рынка этих устройств достигнет 2,7 млрд долл. США, а продажи часов, смартфонов и колонок с помощниками на борту вырастут на 50%.
Задача ближайшего будущего — сделать общение с помощником неотличимым от диалога с живым собеседником. Для этого разработчикам предстоит научить помощников от Google, Amazon («Алекса»), «Яндекс» («Алиса») и их многочисленных клонов, только выходящих на рынок, взаимодействовать с поисковыми системами и маркетинговыми платформами.
Задача сложная, но вполне реалистичная, поскольку соответствует запросам ключевых участников высокотехнологичного рынка: разработчики планируют создать полноценных чат-ботов-помощников; потребители начинают испытывать острую нехватку свободного времени в перенасыщенном контентом и коммерческими предложениями пространстве; бренды видят в этой технологии перспективный механизм роста прямых продаж без участия маркетинговых агентств и других посредников.
Аналитики предполагают, что развитие ИИ в ближайшее десятилетие изменит не только потребление, но и разработку. Ведущие компании готовят системы искусственного интеллекта, которые позволят каждому пользователю Сети создавать персонализированные приложения для мобильных устройств и ПК. Создание подобных революционных инструментов упирается в потолок данных о пользователях, который возможно преодолеть, активно вкладывая средства в развитие персональных гаджетов и телекоммуникационного сектора.
2. Связь: сети нового поколения (5G)
Основой новой технологической революции станет еще большая связанность пользовательских устройств, которую обещают телекоммуникационные сети пятого поколения. Переход на стандарт связи 5G ожидается в течение ближайшего года. Пользователи получат сверхбыстрый Интернет, который, как ожидается, «взбодрит» рынок устройств «Интернета вещей» (IoT), а в перспективе стимулирует развитие инфраструктуры «умных городов».
Маркетинговые компании и разработчики получат еще больше данных, а, значит, смогут поднять планки продаж и качество обслуживания клиентов на новый уровень.
Обратная сторона этих новаций — усиление технофобий и осознанный отказ части пользователей от гаджетов. Наряду с умными городами получат развитие технологии анонимизации и сохранения приватности: блокировщики рекламных трекеров, VPN, глушилки сигналов GPS и сотовой связи, системы защиты частных сетей, криптографические средства.
Пользователи уже поняли, на примере социальных сетей и поисковых машин, что раскрытие персональных данных и проникновение в частную жизнь — слишком высокая цена за доступ к «бесплатным» сервисам. Косвенно этот тренд подтверждают прошлогодние данные Webindex: 46% американских пользователей уже сократили время пребывания в социальных сетях, 32% пользователей в США и Великобритании удалили свои аккаунты в соцмедиа.
3. Техника: гегемония мобильных устройств
Ввод в эксплуатацию сетей 5G, предполагают аналитики, удешевит пользовательские устройства, которые по странному совпадению в будущем году технически достигнут предела своих возможностей.
Уже сегодня мобильный рынок находится в состоянии дефицита оригинальных технологий в устройствах: производители предлагают аппараты функционально схожие и различающиеся лишь свойствами, которые создают маркетинговые отделы производителей. Да, последняя модель «Айфона» предлагает качественные материалы, быстрый процессор, яркий экран, технологию распознавания лиц, но все это (пусть и с разными оговорками) есть и в более дешевых устройствах китайских и корейских конкурентов Apple.
В поиске новых решений бренды ожидаемо начнут экспериментировать с системами искусственного интеллекта и дополненной реальности. Для производителей гаджетов модные технологии и маркетинговые стратегии, паразитирующие на вопросах приватности, — возможности «реабилитации» высоких цен на устройства премиум-сегмента.
Массовые мобильные устройства среднего ценового сегмента укрепят свою центральную роль не только в персональном информационном пространстве каждого пользователя. Смартфон, интегрированный в среду IoT, станет пультом управления всей домашней инфраструктурой. Технические условия для объединения в смартфоне функционала всех остальных домашних компьютеров уже есть. Дело остается за малым: рассказать людям о новых технологиях и создать универсальную операционную систему, соответствующую всем формам интеллектуальной деятельности человека.
И пусть в прошлом эксперименты по слиянию мобильной среды и десктопных операционных систем, проводимые, например, «Майкрософт», провалились. Это вовсе не значит, что направление не имеет никаких реальных перспектив.
4. Информация: расцвет «Fake News»
Аналитики консалтингового агентства Gartner утверждают, что к 2022 г. объем потребления недостоверной информации будет выше объема полученных реальных сообщений. Расцвет «Fake News» связывают с развитием телекоммуникационных и информационных сетей, а также с появлением средств генерации ложных сообщений на базе искусственного интеллекта.
Арсенал творческих возможностей ИИ уже сегодня поражает воображение: компьютер научился создавать поддельные документы, фотографии (вспомним приложение FaceApp, генерирующее по одному снимку фото пользователя в старости), звуки (экспериментальный инструмент компании Adobe умеет по нескольким звуковым фрагментам произносить текст голосом человека, извлеченным из этих записей) видеоролики.
Все эти технологии создадут проблемы не только у потребителей, но и внесут суматоху в работу информационных агентств и СМИ: журналисты в ближайшем будущем будут вынуждены проверять достоверность сообщений, не принимая во внимание аудио- и видеозаписи. Пользователи же останутся наедине с хаотичным и неоднородным потоком информации, что повысит шансы на успешные манипуляции со стороны правительственных организаций, преступных и экстремистских сообществ.
5. Контент: эпоха доминирования мультимедиа
В 2018 г. продолжительность просмотра онлайн-видео впервые в истории превысила показатели телесмотрения. По данным агентства Zenith, в среднем каждый пользователь провел за просмотром мобильного видео 67 мин.
Явный пик популярности видеоблогов в России пришелся на осень прошлого года, и аналитики не прогнозируют снижения интереса пользователей, наоборот, тренд возрастающий. Более того, по прогнозу агентства в 2020 г. просмотр онлайн-видео ждет серьезный рост: пользователи из России будут тратить на потребление видеоконтента до 102 мин своего времени ежедневно. Это второй прогнозируемый показатель в мире после Китая (105 мин видео в день).
По мере расширения зрительской аудитории видеореклама в онлайн станет самым быстрорастущим форматом продвижения товаров и услуг. Бренды уже сегодня охотно идут в онлайн, и в будущем они готовы вкладывать свои деньги именно в мультимедиа.
В свою очередь, рост рекламных бюджетов в онлайн-видео подстегнет развитие отрасли профессиональных контент-мейкеров: независимых продюсеров и агентств-интеграторов, которые, с одной стороны, будут развивать и спонсировать блогеров, музыкантов, сценаристов и других поставщиков качественного видео, с другой — встраивать коммерческие предложения и другие сообщения брендов в созданный блогерами информационный продукт.
С некоторым отставанием, как по бюджетам, так и по объемам потребления, на обочине доминирующего тренда развивается среда аудиоконтента. Можно предположить, что после исчерпания возможностей видеоплатформ наступит период массового увлечения звуком: предзаписанным — подкастами, репортажами, аудиокнигами, музыкальными записями; прямоэфирным — играми и разговорными форматами. Пока не ясно, какой именно контент будет драйвером роста для аудио, но аналитики едины во мнении, что потенциал звуковых форматов пока недооценен.
Но вернемся к видео. При сохранении текущего роста аудитории и увеличении времени потребления в выигрыше останутся все участники производства видеоконтента. Бренды с помощью интеграций вернут себе аудиторию, покинувшую места у телевизионных экранов, контент-мейкеры получат новые возможности монетизации, а продюсеры в перспективе и с некоторыми оговорками примут функционал агрегаторов телевизионной и радиорекламы.
Развитие мультимедиа окажет серьезное влияние и на издательский рынок. Видео и аудио в Интернете может стать новым и высокоэффективным инструментом продвижения книг, но вряд ли полностью вытеснит с рынка традиционный текстовый контент. Компаниям, отмечают в Zenith, уже сейчас стоит задуматься об организации собственного производства мультимедиа. Полагаем, эта рекомендация применима и к издательскому бизнесу.