библиотеки в электронном веке
Интервью с ректором Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова Сергеем Анатольевичем Сайгановым.
Уроки пандемии
— Сергей Анатольевич, Вы первый ректор медицинского вуза, с кем беседует наш портал, так что вопрос про пандемию и ее влияние на медицинское образование неизбежен. Как изменились представления о необходимых навыках будущих медиков? Появились ли новые подходы в обучении?
— Несомненно, пандемия повлияла на наш образовательный процесс. Мы вынуждены были переформатировать занятия, чтобы, с одной стороны, разделить обучающихся, не создавать большие коллективы. С другой стороны, мы должны были сохранить на должном уровне качество образования. В медицинском вузе, особенно на старших курсах, максимальное внимание уделяется формированию компетенций, чтобы выпускник сразу мог пойти работать в практическое здравоохранение.
На некоторое время мы перевели образовательную программу в электронную образовательную среду с элементами электронного обучения. Наши основные клинические базы, где старшекурсники непосредственно работали с пациентами и нарабатывали те самые компетенции, были закрыты для студентов. Ситуации моделировали в симуляционном центре нашего вуза, и это в значительной степени изменило образовательный процесс.
Сейчас мы постепенно возвращаемся к привычному обучению старшекурсников, как это было раньше, — у постели больного.
Надо сказать, что пандемия дала нам положительные уроки, которые мы продолжаем применять в образовательном процессе. Например, активно используем электронную образовательную среду для чтения лекций, для решения ситуационных задач, чтобы подготовить студента ко встрече с пациентом.
Мы будем транслировать опыт электронного образования в ДПО, потому что традиционно в медицине достаточно большая часть образовательного процесса связана не только со студентами и клиническими ординаторами, но и с врачами.
Система непрерывного медицинского образования предполагает, что врач должен учиться постоянно, не менее чем раз в год. Образовательных организаций, которые могут сформировать хорошие компетенции, в общем-то немного, и они есть далеко не в каждом районном центре. Одно дело, если врач работает в Москве или Санкт-Петербурге. А как это сделать специалисту, который живет где-нибудь на Крайнем Севере, откуда его, естественно, не хотят надолго отпускать на обучение? Для решения этого вопроса мы перевели значительную часть обучения в электронную образовательную среду. Врач не просто обучается, а находится в тесном контакте с нашими преподавателями и уже потом приезжает к нам на несколько дней на мастер-классы, на обсуждения.
— СЗГМУ им. И. И. Мечникова одним из первых перепрофилировали под лечение больных с коронавирусной инфекцией, Ваши студенты и ординаторы работали в красных зонах. Сколько всего человек оказывали помощь в больницах и поликлиниках?
— Треть наших студентов — а всего их более 4800 — активно помогали здравоохранению регионов в борьбе с пандемией, работали в красных зонах в качестве среднего медперсонала.
Среди 1450 клинических ординаторов врачами-стажерами в стационарах и в амбулаторном звене были задействованы более 900 человек. Многие сами пришли устраиваться волонтерами, медбратьями. Помощь оказывали в медицинских учреждениях Петербурга, Карелии, Курской, Вологодской областей.
Нашу молодежь принято ругать, потому что они другие, но они хорошие ребята, и вся эта ситуация с пандемией тому доказательство. Мы гордимся обучающимися Университета.
— Как эта работа отразилась на их учебном процессе?
— Нужно было так выстроить учебный процесс, чтобы учащиеся могли оказать помощь здравоохранению и при этом получить необходимые знания, быть всё время на связи с преподавателями.
Сегодня, когда количество тяжелых пациентов с коронавирусной инфекцией уменьшилось, учебный процесс восстановлен в прежнем объеме. На практические занятия с преподавателем и к пациентам студенты приходят очно, а лекции смотрят и слушают онлайн. Преподаватели ведут их вживую, не в записи.
Читайте интервью полностью на портале Ректор говорит!