библиотеки в электронном веке
Подведены итоги работы Летней школы журналистики Минобрнауки России. Из 10 работ лучшим признан научно-популярный проект «Прикоснись!». Он посвящен достижениям современной медицины – функциональным протезам и системе управления «металлической рукой» за счет искусственного интеллекта. Победители получили главный приз — поездки в пресс-туры в Калининград и Карелию.
Вторая ежегодная Летняя школа журналистики Минобрнауки России собрала в Тверской области 111 увлеченных медиасферой студентов из 81 российского университета. Основной темой школы стала популяризация российской науки и образования. С 17 по 21 июля участники проходили интенсивное обучение, а 22 июля представили на суд экспертного жюри медиапроекты.
«Нет ничего увлекательнее настоящей науки – если, конечно, уметь о ней грамотно рассказать. Поэтому Минобрнауки России всегда поддерживает тех, кто осваивает непростое мастерство научной коммуникации. Летняя школа журналистики, состоявшаяся на прошлой неделе, объединила активистов студенческих СМИ со всей страны. Они пообщались друг с другом, обменялись опытом, встретились с наставниками и получили возможность представить им собственные проекты. Уверен, что эти насыщенные дни в Тверской области запомнятся участникам школы на всю жизнь. А ее победителям теперь предстоят пресс-туры – в Калининград и в Карелию», — отметил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский.
В течение недели для участников Летней школы журналистики было организовано интенсивное обучение для повышения их навыков в сфере массмедиа. Во время лекций, мастер-классов и открытых дискуссий студенты знакомились с современным состоянием научной, цифровой и культурной журналистики. Ведущие медиаэксперты страны, преподаватели российских вузов, телеведущие, ученые-популяризаторы науки делились профессиональным опытом и знаниями. Они объясняли студентам, как рассказывать широкой аудитории о достижениях исследователей простым и доступным языком.
Участники Школы узнали о продвижении своих проектов в социальных сетях, работе в кадре, особенностях проведения прямого эфира, секретах успешной самопрезентации и публичных выступлений. Отдельное внимание было уделено соблюдению авторских прав при публикации контента, роли медиа в сохранении исторической правды, принципам управления командой при создании видеоконтента, основам медиаэтики.
В рамках мастерских по производству контента 10 команд-редакций создавали медиапроект для своих студенческих СМИ на тему популяризации российского образования и науки. Участники могли выбрать направления, связанные с треками научно-технологического развития России.
В конце образовательной программы ребята выступили с презентациями итогов своей работы перед экспертным жюри. В своих проектах они осветили темы цифровых технологий, новой медицины, климата и экологии, генетики и качества жизни, энергетики будущего, кибербезопасности. Команды раскрывали заданные темы, используя в одном проекте различные журналистские подходы: видеосюжеты, аудиоподкасты, инфографику, тайм-лайны, слайд-шоу. На защите проектов жюри учитывали общественную значимость работ, привлечение экспертов, соблюдение информационного баланса, эксклюзивность контента, оригинальные композиционные решения.
Как рассказали авторы проекта-победителя, название «Прикоснись» было выбрано не случайно, именно через прикосновения раскрывается большая потребность человека чувствовать и осязать мир вокруг. Участникам удалось не только показать значимость выбранной темы, но и представить достижения российской науки в формате уже реализованных проектов. А самым неожиданным даже для экспертного жюри стал факт приглашения двух участников команды на практику в компанию, которая была выбрана в качестве эксперта по производству отечественных бионических протезов.
Представители победившей команды отметили, что тема протезирования особенно важна в контексте специальной военной операции: что бы ни случилось с человеком, это можно исправить и обеспечить ему достойные условия жизни, в том числе благодаря протезам.
Студентка Томского политехнического университета Татьяна Болтрукевич поделилась своими впечатлениями от участия в Летней школе журналистики и работе над научно-популярным проектом.
«Я учусь на инженера-специалиста в разработке медицинской техники. Во время Летней школы я поняла, что научная журналистика — это именно то, чем я хотела бы заниматься. Я очень рада, что Минобрнауки России поддерживает такие инициативы, и была счастлива, когда увидела, что Летняя школа журналистики будет посвящена Десятилетию науки и технологий. Благодаря таким проектам у нас появляется возможность вносить свой вклад в популяризацию российской науки и рассказывать о том, что на самом деле сфера исследований и разработок гораздо доступнее для людей, чем это может показаться», — отметила она.
Ребята планируют и дальше заниматься популяризацией науки и реализовывать собственные научно-популярные проекты по возвращении в вузы, в том числе в кооперации друг с другом.