библиотеки в электронном веке
Законопроект об открытом конкурсном отборе на целевое обучение по программам высшего и среднего специального образования проходит завершающий этап работы перед внесением в Госдуму. Документ уже получил поддержку вице-премьера Дмитрия Чернышенко, а также ведущих вузов и крупнейших работодателей. Об этом сообщила зампредседателя Госдумы Ирина Яровая, комментируя поручения президента по вопросам высшего образования.
Вице-спикер считает, что поручения главы государства по вопросам организации целевого приема имеют без преувеличения стратегическое значение, «поскольку целевой прием напрямую связан с профессиональным успехом и самореализацией молодого поколения и обеспечением экономики квалифицированными кадрами».
В нынешнем виде, к сожалению, он не решает существующие проблемы, заметила она.
Зампредседателя Госдумы отметила, что отток населения из регионов и проблема обеспечения квалифицированными кадрами отраслей экономики – одни из ключевых проблем для нашей страны. По опросам, примерно 47% граждан с высшим образованием не работают по специальности. Кроме того, в России наблюдается дефицит квалифицированных специалистов по ряду отраслей, число вакансий превысило 1,1 млн человек, рассказала она.
«Что касается целевого набора, то для обычного выпускника сегодня фактически нет самой возможности попасть в число соискателей целевых мест, получение направления на целевое обучение происходит непублично, а возможность получить хорошее бесплатное образование, первое гарантированное рабочее место, возможность реализовать мечты и найти свои призвание — ключевые факторы для молодых людей, для их успешной жизни и личного роста», отметила вице-спикер ГД.
Она добавила, что для соединения запроса экономики в лице работодателя с профессиональным выбором молодых людей и возможностями системы образования нужны системные решения.
«В этой связи мною подготовлен законопроект об открытом конкурсном отборе на целевое обучение по программам высшего и среднего специального образования, реализация которого даст возможность каждому мальчику или девочке из любого уголка страны осуществить самые смелые планы и мечты», подчеркнула Ирина Яровая.
Концептуально предложение уже поддержали ведущие вузы, крупнейшие работодатели, а также вице-премьер правительства Дмитрий Чернышенко. Сейчас документ проходит завершающий этап работы перед внесением законодательной инициативы в Госдуму, рассказала зампредседателя Госдумы.
Депутат уверена, что целевой набор должен быть открытым, а отбор соискателей на возможность получить направление на обучение — прозрачным, «поскольку решение этого стратегического вопроса может предопределить судьбу многих наших ребят на всю жизнь».
«Включение вопроса о необходимости совершенствования целевого приема в народную программу партии «Единая Россия» подтвердило актуальность этой задачи и ее приоритет. Уверена, что поручения президента по вопросам целевого обучения дадут возможность ускорить принятие законодательных решений в этом направлении», добавила вице-спикер.
Яровая напомнила, что в этом году на Камчатке пилотном режиме по ее инициативе был проведен открытый отбор для выпускников, поступающих на медицинские специальности по целевым направлениям от края.
«За то время, что проводилось информирование выпускников, количество ребят, которые хотели бы принять участие в таком конкурсе, получить образование и по окончании обучения приехать работать на Камчатку, увеличилось вдвое, причем впервые заявки поступили и от ребят из других регионов — из Москвы, Перми, Краснодарского края. Это говорит о том, что запрос молодежи на получение образования по целевому набору очень высок при условии прозрачности процедуры отбора», считает она.
Напомним, что суть законопроекта заключается в том, чтобы из разрозненных информационных систем создать единую публичную электронную платформу, где впервые каждый выпускник сможет участвовать в открытом конкурсе на любое целевое место любого региона по программам высшего и среднего профессионального образования на бюджетной основе. Целевые места будут формироваться на основе заявок работодателей. При этом работодатели смогут участвовать в процессе обучения через наставничество и производственную практику. В результате будет решен вопрос первого гарантированного рабочего места на производстве и в регионе, которые сам выпускник школы выбрал при поступлении. Выпускники будут работать по выбранной специальности, а регион и экономика восполнят существующий дефицит кадров.