библиотеки в электронном веке
Один из самых молодых университетов России — НИУ «Высшая школа экономики» — уверенно приближается к своему тридцатилетнему юбилею. С момента своего основания в 1992 году университет неизменно делал ставку на лучшие кадры, лучших студентов, передовые исследования и современные образовательные подходы.
Высшая школа экономики сейчас — это более 40 000 студентов, тысячи преподавателей-практиков не только из академической, но и из бизнес-среды. Вуз занял первое место в рейтинге Forbes «Университеты для будущей элиты» в прошлом году, а также регулярно оказывается на высоких позициях в российских и международных рейтингах.
В чем феномен молодого, но успешного университета? О концепции университетов мирового класса, о становлении вузовской среды в нашей стране и о том, как привлекать самых сильных студентов России из года в год, мы поговорили с проректором НИУ «Высшая школа экономики», директором Института институциональных исследований, заведующим Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ Марией Марковной Юдкевич.
В интервью Мария Юдкевич, доцент, кандидат экономических наук, один из авторов книги «Университеты в России: как это работает», рассказывает о современных студентах, искусстве преподавания и вузовской атмосфере, которая притягивает лучшие таланты.
— Мария Марковна, что для Вас означает классный университет? Без чего он не может существовать?
— Согласно широко обсуждаемой сейчас концепции университетов мирового класса, лучший университет — это тот, который отличает наличие нескольких «ингредиентов». Это лучшие преподаватели, лучшие студенты и лучшее управление. Однозначно должна быть среда, которая притягивает лучшие таланты и создает для них лучшую атмосферу. Что такое лучшие таланты? Лучшие профессора и исследователи, к которым тянутся лучшие студенты. Нередко встречается такая кулинарная метафора: как сварить лучший суп? Просто возьмите лучшие ингредиенты, сложите их в кастрюльку, закройте крышкой, поставьте на огонь и дайте свариться. Иными словами, соберите вместе лучших людей, создайте им все условия для работы и не вмешивайтесь слишком сильно в принимаемые ими решения.
Если говорить про обычные университеты, реальные, то это вопрос того, как приблизиться к понятию «лучший», т. е. как построить политику, привлекающую лучших людей, преподавателей, занимающихся исследованиями, как сделать университет точкой притяжения. Как привлекать студентов, их отбирать, создавать лучшие образовательные возможности. Лучший университет — это про смесь тех трех компонентов, но еще в огромной степени и про среду.
Академики приходят работать в университет, конечно, им важна зарплата, финансовые условия, но в существенной степени, если человек решил пойти в академию — это значит, что деньги для него не самое главное. Самое главное для него — возможность заниматься поиском нового. Процесс поиска нового, истины естественно трансформировался со средневековых времен до сегодняшнего дня, но все равно остался поиском истины. Академик может взаимодействовать со своими коллегами в разных жанрах, писать статьи, публиковать книги. Но появилось огромное количество разных других форматов, и это все про коммуникацию, про возможность донести свой результат до коллег, которые на нем построят что-то еще. Знаменитая фраза: «Я был карликом, стоящим на плечах гигантов» — про такое взаимодействие между учеными и про преемственность. Классный университет — это университет с классной атмосферой, притягивающий лучшие таланты.
— Классных университетов много быть не может, это, скорее, единичная история. Можно ли говорить, что с ростом образовательных возможностей, технологий растет и образовательное неравенство? Является ли это вызовом или естественным эволюционным процессом?
— Что мы наблюдаем за последнее десятилетие в России и во многих других странах, в том числе в странах БРИКС, — это растущая массовизация. Если брать конец советских времен и сейчас, то доля молодых людей, которые идут в высшее образование, утроилась. Это означает, что молодежи в систему высшего образования приходит больше, становится больше вузов и студентов. Это две части одного процесса массовизации. Это означает, что не только вузы, но и студенты тоже разные. Молодые люди отличаются своей подготовкой, возможностями, интересами и мотивацией. Нет такого, что у нас очень-очень разные вузы и совершенно гомогенная группа одинаковых студентов. Вопрос в том, обеспечивает ли система человеку с талантами, но без денег возможность учиться в самом лучшем месте. Вопрос нужно ставить так. Есть масса людей, которым интересны компетенции, которые может дать вуз, это не обязательно должен быть исследовательский университет, самый сильный и т. д. Есть очень разные задачи, с которыми люди приходят в систему высшего образования.
— В мире достаточно активно развивается практика стипендий, грантов для талантливых абитуриентов. Для России пока довольно редкий кейс, когда университет готов платить за привлечение к себе талантливых студентов. В Вышке появилась такая практика, с чем она связана?
— В Вышке есть несколько вещей, которые на это направлены. Первая — система скидок. Если ты не добрал какое-то количество баллов, то на первом курсе можешь получить скидку, которая может достигать 70 процентов. Здесь несколько философий, почему мы это делаем, и они могут выглядеть довольно утилитарно. Первая идея — дети, у которых очень высокий балл ЕГЭ, например, выше 80, в этом случае, 85 или 87 — примерно одно и то же. Разница между 40 и 60 — понятна, а между 85 и 87 — в существенной степени определяется тем, хорошо ли человек спал, не болела ли голова, не ошибся ли случайно механически. Элемент удачи: кому-то повезло, кому-то нет. Для нас все эти дети по качеству очень похожие. И мы рады, когда они выбирают нас.
С другой стороны, мы очень хорошо понимаем ценность среды, состоящей из сильных студентов. Сильный студент — это мощнейший ресурс для университета. Потому что студент не только сам накапливает человеческий капитал, в процессе учебы он, если он сильный и мотивированный, создает положительные внешние эффекты, эффект сообучения в своей группе. Есть целый ряд исследований, в том числе сделанных исследователями Вышки, которые показывают, что человек, попавший в более сильную группу при прочих равных, может учиться лучше, чем в слабой группе. Здесь масса объяснений: потому что ему помогают одногруппники, есть мотивация выше тянуться за ними, учитель может двигаться быстрее, если он в сильной группе. Главное, что сильные студенты — плюс для университета. Поэтому мы готовы в них инвестировать.
Вторая программа, которая у нас есть, — программа «Социальный лифт». Для абитуриентов, которые по сумме набранных баллов могут претендовать на обучение в Вышке, но для семей которых сопутствующие затраты могут быть запретительно высокими. Это дети, живущие вне городов-миллионников, в семьях с низкими доходами, в городах с низкой доступностью высшего образования, дети-сироты. Они могут получать специальные стипендии в Вышке на обучение. А без таких стипендий, вероятно, они не могли бы прийти к нам, приехать из своего города, жить в Москве. Мы им помогаем, создаем такие возможности и с радостью наблюдаем за их результатами и достижениями.
Наконец, мы мало об этом говорим, но есть большая история про неравенство — дети с ограниченными возможностями, не связанными с ментальными нарушениями, передвигающиеся на колясках, слабовидящие, слабослышащие. У нас каждый год учатся такие студенты, и часто они — победители и призеры олимпиад. Если перевести конкурсные задания в доступную для них форму, они многих обычных ребят могут заткнуть за пояс. И, конечно, задача обеспечения равного доступа для них — большая история в рамках всей системы образования, а не только высшего
…
Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/
Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking