библиотеки в электронном веке
В мероприятии приняли участие Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, ректорский корпус, в том числе руководители вузов — участников пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Заседание прошло под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
«21 февраля 2023 года Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу о совершенствовании системы высшего образования Российской Федерации. Мы с коллегами из Администрации Президента, вместе с научным и профессиональным сообществом стали последовательно формировать подходы по совершенствованию системы высшего образования. Перечень необходимых изменений подразумевает, прежде всего, поправки в закон об образовании, в законы-спутники — их больше 250, подзаконные акты. Также потребуется создание нового перечня образовательных программ, документов о высшем образовании, реформирование работы федеральных научно-методических объединений. Мы считаем, что с учетом эксперимента переход на обучение по новой системе ориентировочно просматривается в 2025 году», — сказал Валерий Фальков.
Министр отметил, что новая система высшего образования предполагает существенную переработку действующего механизма. При этом этот процесс никак не отразится на выпускниках школ и на процедуре приема в вузы. По словам Валерия Фалькова, вместо бакалавриата и специалитета будет осуществляться подготовка специалистов по базовому высшему образованию со сроком обучения от 4 до 6 лет.
«Здесь важно уйти от простого противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков в обучении в формате базового образования, потому что сроки обучения диктуются рынком туда, квалификацией, требованием работодателей. Форма тоже важна, но я бы не стал уделять ей гипертрофированное внимание. Кроме того, в новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании, соблюсти баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», — отметил Валерий Фальков.
По словам Министра, вместо магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки появится специализированное высшее образование.
«Специализированное высшее образование будет предоставляться лицам, имеющим базовое высшее образование. Оно предполагает углубленную отраслевую подготовку кадров и отход от двухлетнего обучения в пользу вариативного (1–3 года). Число вузов и научных организаций, которые реализуют программы магистратуры, будет оптимизировано», — отметил Министр.
Специализированное высшее образование предлагается разделить на академическую и профессиональную магистратуры.
«Академическая магистратура — это та, которая соответствует приоритетам научного развития, поэтому в полной мере должна финансироваться за счет бюджета. А вот профессиональная магистратура, имеющая своих прямых бенефициаров (допустим, работодателей из числа промышленных предприятий) может и должна иметь гибкие схемы финансирования, в том числе может финансироваться крупными корпорациями, отраслями или частными лицами», — отметил Валерий Фальков.
Аспирантура в новой системе будет нацелена на подготовку научных и научно-педагогических кадров. Важно, что в центре аспирантуры, ее спецификой, станет уклон на научную деятельность.
Кроме того, Минобрнауки России вместе с вузами и профессиональным сообществом займется составлением нового перечня специальностей и направлений подготовки, образовательных программ, совершенствованием распределения контрольных цифр приема.
Также Валерий Фальков напомнил, что Президент России Владимир Путин подписал указ о реализации с 2023–2024 учебного года пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. В его реализации принимают участие Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. До 30 июня 2023 года они разработают новые образовательные стандарты и программы, а также получат право перераспределения бюджетных мест между направлениями подготовки.
В ходе обсуждения Валерий Фальков подчеркнул, что в основе всех изменений должно быть качество образования.
«Все профессиональные вопросы, результаты, сроки обучения, образовательные стандарты, распределение контрольных цифр приема — в основе всего должна быть простая интегральная характеристика — качество образования. Мы предлагаем комплексный подход к принятию решений, поскольку у каждой стороны есть свои мотивы и интересы, здесь важно все сбалансировать», — сказал Министр.
Соображениями относительно нового облика системы высшего образования поделился в своем докладе также ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
«Полностью поддерживаю Валерия Николаевича, в дискурсе сейчас обсуждаются сроки обучения — 4 или 6 лет. Но дело не в сроках, а в образовательных результатах, понимании качества. Сегодня нужны целостность и достаточность образования, которые рынок труда воспринимает как некую завершенность. Эту завершенность мы должны с работодателями определить и вписать ее в национальные рамки», — указал он.
Как отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, в новых условиях роль взаимодействия промышленности и науки становится крайне важной.
«Нам нужны качественные и быстрые новые решения в области подготовки инженерных кадров как для разработки, так и для управления производством. В этой связи мы были ярыми сторонниками передовых инженерных школ. Это очень важный проект. Рассчитываем получить специалистов нового уровня именно во взаимодействии образования и промышленности. Относительно новой системы высшего образования, которая меняет бакалавриат/магистратуру, мне, наверное, все-таки не очень просто в этом вопросе дать какую-то оценку. Но если предложения, которые вносит Минобрнауки, помогут получить качественного специалиста, то мы с удовольствием за это беремся», — отметил он.
О важности связи школьного и высшего образования также высказался ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий.
«Мы должны объединиться со средней школой. В наших программах должен быть такой раздел. Надо выбрать правильный вектор тех реформ, которые мы собираемся проводить. Наша позиция состоит в том, что главным вектором образования необходимо сделать поддержку фундаментального образования», — сказал Виктор Садовничий.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко в заключительном слове отметил, что при совершенствовании системы и в части науки, и в части высшего образования нужно обеспечить преемственность, взяв из действующих механизмов весь положительный опыт. Говоря о сроках обучения, помощник Президента обратил внимание на необходимость аккуратного подхода к этому вопросу.
«Есть отрасли, где 6-летнее образование не нужно. Например, IT. Другое дело, что через какое-то время для такого специалиста надо подключить дополнительное образование. А фундаментальную науку надо всю жизнь изучать. Так что не надо привязывать всех к одному сроку», — сказал Андрей Фурсенко.