библиотеки в электронном веке
В Тюмени состоялась панельная дискуссия в рамках XV цифрового форума и выставки информационных технологий «ИНФОТЕХ–2022». Основной темой стало обеспечение технологической независимости регионов.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (УрФО) Владимир Якушев, открывая дискуссию, отметил, что импортозамещение — задача со множеством переменных, среди которых наука, власть, бизнес, промышленность и общество. Новое развитие тема импортозамещения и подготовки кадров получила за счет создания в УрФО межрегиональных научно-образовательных центров — Уральского и Западно-Сибирского.
«Нужно отметить, что Уральский федеральный округ — это единственный округ, где все субъекты, входящие в него, являются участниками межрегиональных научно-образовательных центров. Одна из основных задач НОЦов — это коммерциализация знаний за счет выполнения технологических проектов, коопераций с индустриальными партнерами и региональными властями. Результатами проектов должны стать уникальные отечественные продукты, не уступающие и даже превосходящие по своим характеристикам, зарубежные аналоги», — подчеркнул Владимир Якушев.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков в своем выступлении отметил, что технологическая независимость страны и регионов в первую очередь обеспечивается исследователями, учеными, инженерами и предпринимателями. Он рассказал об инициативах, которые уже сегодня реализует Министерство для ее обеспечения.
В этом году в 30 вузах в рамках одноименного федерального проекта начали работать передовые инженерные школы. В них будут апробированы новые модели инженерного образования, а также налажена более тесная связь с региональными индустриальными партнерами. Кроме того, учащиеся передовых инженерных школ получат возможность решать конкретные задачи для предприятий уже во время учебы.
Особое внимание глава Минобрнауки России уделил федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства». Его реализация позволит подготовить специалистов, которые смогут объединить разработки и открытия ученых в конкретном продукте или сервисе, а также продвинуть их на рынке.
«В предыдущие годы ведущие университеты давали такую возможность студентам. Например, это инициатива «Стартап как диплом». Но мы впервые поставили перед собой задачу сделать эту практику массовой. В результате в этом году в первую волну конкурса «Студенческий стартап», который министерство проводит совместно с Фондом Бортника, поступило более двух тысяч стартап-проектов, 16 из них представили студенты из тюменских вузов», — отметил Валерий Фальков.
По его словам, студенты из Тюменской области предложили такие проекты, как визуализатор вен, распознавание показателей миокарда, трекер приема лекарств и биодобавок.
Также Министр напомнил, что с 2021 года 106 вузов со всей России стали участниками масштабной программы поддержки университетов «Приоритет 2030».
«Это важный большой проект, который позволяет нашим университетам развивать науку. Это — и создание новых лабораторий, исследовательских коллективов, интересных школ и факультетов», — сказал Валерий Фальков.
Кроме того, в вузах-участниках «Приоритета 2030» совместно с Минцифры России создаются «цифровые кафедры», цель которых обеспечить цифровыми компетенциями всех без исключения специалистов, особенно по непрофильным направлениям подготовки.
В заключении глава Минобрнауки России напомнил, что наряду со Стратегий научно-технологического развития Президент России Владимир Путин поручил до 15 декабря разработать и утвердить Концепцию технологического развития страны.
«Мир серьезно изменился — геополитические, экономические условия, да и само развитие технологий ушло достаточно далеко. Сейчас совместно со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мы готовим большой документ — Концепцию технологического развития. В нее будут вовлечены все регионы», — заключил Валерий Фальков.