библиотеки в электронном веке
Педагогические вузы — важное связующее звено, обеспечивающее неразрывность образования: от школьной скамьи к вузовской.Находясь в ведении Минпросвещения России, вузы чутко реагируют на запрос прямого учредителя, но являются и неотъемлемой частью всей системы высшего образования, тесно соприкасаясь с отраслью: интегрируя научные достижения и новые педагогические решения в образовательный процесс, откликаясь на такие тенденции, как цифровизация, персонализация обучения, непрерывное образование.
Эти направления развития высшей школы оказывают влияние и на сам процесс обучения, и на изменение традиционных ролей учителя и ученика.
О том, как трансформируется роль педагога в нынешних реалиях, мы поговорили с руководителями Уральского государственного педагогического университета и Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Ректоры рассказывают, какие цифровые компетенции важны для преподавателя, как в их вузах выстроена работа по созданию онлайн-курсов, где повышают квалификацию их сотрудники и каковы сильные и слабые стороны педагогического образования в России.
О роли современного педагога
— Учитель — профессия вечная, многогранная, с течением времени она приобретает свой характер, облик и силу, — делится своим мнением Светлана Минюрова. — Сегодня мир делает ставку на профессионализм, интеллект, креатив и мобильность, и именно учитель является первоочередным проводником в любом деле для ученика.
Сейчас много говорится о том, что учитель, преподаватель — это уже не столько носитель знания и информации, сколько наставник, тьютор, ментор, фасилитатор. В некотором роде этот процесс смены ролей можно назвать естественным.
— Если посмотреть на историю развития педагогической профессии, то мы увидим, как она менялась в зависимости от формации и потребностей общества, типа производства и других факторов, — рассказывает ректор Мининского университета Виктор Сдобняков. — Мы предполагаем, что образование и педагогика сейчас находятся на пике изменений, поэтому роль педагога многократно возросла.
Он указывает на изменения в парадигме образования и в векторе его психолого-педагогической специфики: «Индустриальная модель конвейерного образования преобразуется в модель индивидуального образования, где в приоритете — личность. Кроме того, сейчас недостаточно вырастить специалиста в предметной области: на первое место выходит умение критически мыслить, создавать знание, анализировать и иметь собственную картину мира».
О чем говорят эти изменения? Во-первых, о необходимости преподавателю развивать социальный и эмоциональный интеллект. Во-вторых, о значимости новых подходов и акцентов в обучении студентов: речь идет о медиаграмотности, навыках информационной, цифровой гигиены, умении работать с инструментами для анализа и создания медийных продуктов. В-третьих, о потребности формирования креативности, мобильности учителей. Наконец, важную роль играют цифровые технологии. Без сомнения, в контексте педагогического образования они оправданы и нужны, и это новая реальность, в которой должны развиваться и преподаватели, и студенты. При этом, как утверждает Виктор Сдобняков, «рассматривать будущее педагогики как полностью цифровой процесс не придется».
Он уверен: говорить, что будущий учитель формируется исключительно в образовательном процессе, нельзя. Не менее важен процесс воспитания и включения студентов в исследовательскую, проектную, командную работу: «Задача современного учителя — сформировать у обучающегося желание учиться, умение жить в ситуации растущей неопределенности».
Светлана Минюрова, ректор УрГПУ, дополняет этот перечень характеристик преподавателя новой формации: «В современном мире учителю нужно быть гибким и находчивым. Концептуальные изменения в подготовке будущих учителей и преподавателей есть и будут всегда — мы живем в изменчивом мире и принимаем перемены, чтобы стать еще лучше, обеспечить качество подготовки педагогов и качество общего образования».
О цифровых компетенциях педагогов
Как уже отмечалось выше, концептуальные изменения в роли современного педагога неразрывно связаны и с развитием технологий. Пандемия обострила вопрос цифровой грамотности и технической подготовки профессорско-педагогического состава.
Можно ли уже сейчас сказать, что изучению и использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будущего педагога уделяется достаточное внимание?
…
Читать интервью полностью на портале: https://rectorspeaking.ru/
Читать интервью в Telegram: https://t.me/rectorspeaking